ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ СЛЮНЫ
Как «бунтует» маленький человек в России
Всякий, кто когда-либо вступал в спор в соцсетях, наверняка замечал, сколь высок градус непримиримости и неготовности принять другую точку зрения. Отчего так происходит, размышляет колумнист Георгий Бовт
Отдыхая на природе в окружении соотечественников, многие из вас наверняка сталкивались с явлением, определяемым вами как хамство. Люди рядом могут включить свою любимую музыку на всю громкость. Могут разжечь костер, пожарить шашлыки, после чего удалиться, оставив после себя помойку. Их орущие дети будут бегать повсюду без малейшего внимания родителей. В принципе, это те же люди, которые будут лезть всюду без очереди там, где она есть. Парковаться на газонах, если нет непосредственной угрозы нарваться на эвакуацию авто, или просто «запирать» ваш автомобиль, не найдя лучшего места. А также игнорировать всякие попытки хоть бы на уровне ТСЖ или СНТ (то есть по-соседски) о чем-либо договориться и тем более собрать на что-то деньги.
Главное кредо этих людей формулируется незатейливо: «Мне так удобно, а на всех остальных мне н…ть». Вот до чего дозрели некоторые идеи гуманизма в наших суровых краях. Именно это кредо стало для многих едва ли не главным «завоеванием» постсоветской свободы. С родным и по-прежнему всемогущим государством этим «новым индивидуалистам» тягаться, как правило, не по силам — что в судах, что на выборах, что на улице. Вот они и «оттягиваются» на себе подобных. Как могут.
Ведь в каждом из наших людей сидит свой маленький Достоевский, Чехов, Гоголь и Пушкин одновременно. Но так, как его понял наш современник, прошедший через советскую в своей основе школу.
Это ведь они весь ХIХ век разрабатывали столь усердно тему «маленького человека». Ничтожного со своим убогим внутренним мирком, с вечно подавленными желаниями — подавленными бесконечными запретами, налагаемыми государством, и страхами перед тем, «как бы чего не вышло», в том числе страхами перед собственными возможностями. И где-то в этом мирке непременно сидит — по большей части, слава богу, так и не проявившись до гробовой доски — свой маленький Раскольников, терзающий себя вопросами: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Впрочем, современный Раскольников формулирует куда как проще, прозаичнее, чем у Федора Михайловича: «Мне на всех н..ть, потому что мне так удобно». Современный «маленький человек» в этом смысле уже не совсем тот, которого «препарировали» классики.
Неуважение, притом воинствующее, к чужому мнению, образу мыслей, поведению, манере одеваться, вкусам вообще, политической или сексуальной ориентации, как считается, привито у нас советской властью, а также ее верной наследницей — средней общеобразовательной школой. Это верно лишь отчасти, поскольку по крайней мере в советские времена прочнее казалось то, что считалось тогда общепринятыми нормами поведения, как бы мы ни относились к этим нормам сегодня. Сегодня же мы подчас имеем всего лишь восставшую «тварь дрожащую», которая настаивает на своей самобытности, идентичности и свободе так, как она все это понимает. И настаивает зачастую в мелочах, а иногда в открыто антиобщественном поведении.
Разберем актуальный нынче «кейс» с защитными масками. Носить или не носить в общественных местах? Вроде бы известно, что самого носящего, если все вокруг масок не носят, от заражения она гарантированно не спасет. Это и есть обычно решающий аргумент против у «антимасочников»: если меня гарантированно не защищает, то к чему я буду себя утруждать ее ношением? При этом если носят все, то, согласно новейшим исследованиям, это как минимум сокращает вирусную дозу, получаемую человеком при заражении, а также снижает расстояние, на которое передаются выдыхаемые аэрозоли, содержащие вирусы. Темпы распространения заразы снижаются. Так или иначе, но правительства подавляющего большинства стран мира сегодня либо рекомендуют, либо (чаще всего) предписывают под страхом штрафов носить защитные маски в общественных местах. У нас тоже предписывают, аж с мая месяца (и штрафы никто с тех пор не отменял), но никак не настаивают даже для вида на своем предписании. Боясь прогневить «маленького человека», очевидно. Пусть он «самоопыляется» вирусом, неся неизбежные потери. В конце концов, начальство как-нибудь уж подлечится в хороших больницах, а также первым получит спасительную вакцину. Ну а самый главный начальник вообще который месяц сидит в основном «в бункере», встречаясь с подчиненными преимущественно по видеосвязи, либо же после того, как те перед встречей отсидят на самоизоляции. Так что за него не так страшно.
Азиатские страны во главе с Китаем, где ношение таких масок уже не только предписано законами, но и внедрено на уровне общепринятой практики, показывают, что они вполне успешно контролируют распространение заразы. Там сильны именно коллективистские чувства, люди носят маски в том числе и для того, чтобы показать, что им небезразлична судьба окружающих и они хотят их хоть как-то обезопасить (хотя бы на уровне снижения беспокойства по отношению к незнакомому «безмасочнику»). В азиатской культуре немыслимо открытое пропагандирование поведения под лозунгом «мне на всех плевать».
У нас же такие «ковидоскептики» готовы свой принцип отстаивать если не до последней капли крови, то до последней капли брызжущей и, возможно, заразной слюны. Они приведут вам тысячу и один аргумент, один «свободолюбивее» другого, почему не надо следовать тем правилам, которые предписаны в других странах. Расскажут и про то, что болезнь не страшная (миллион умерших в мире от нее за полгода — ерунда), что больше умирают от других болезней, а также от того, что «ковидники», вот же симулянты и саботажники, заполонили все койко-места, отвлекая врачей от плановых операций «нормальным людям», вместо того чтобы тихо сдохнуть дома и не мешать никому. Непременно сыщутся и те, кто укажет на почти всемирный заговор, почище жидомасонского: мол, пандемию вообще придумали для того, чтобы нажиться на средствах защиты, а затем на вакцине, а с помощью этой вакцины еще и чипировать бедное население. Но наши «восставшие экс твари дрожащие» не таковы, они не дадутся!
Согласно этой логике, все болезни в мире придуманы, чтобы нажиться на их лечении. Эти люди также «не могут дышать» (прямо небезызвестный Джордж Флойд) в масках, они оскорблены в своих лучших чувствах свободолюбия тем, что их заставляют «носить намордники». Они ни на минуту не готовы смилостивиться над «ковидотрусами», они же «ковидофашисты», и все-таки попробовать использовать этот шанс, чтобы снизить темпы распространения эпидемии, дав возможность и медицине приспособиться к лечению не в пожарном порядке и дождаться вакцины.
Часто эти же люди приводят в пример тот же Китай по разным другим поводам: мол, посмотрите, какие молодцы, давайте и у нас так же. Между тем именно Китай на сегодня — одна из немногих стран, чья экономика практически вышла из кризиса, вызванного пандемией, и именно благодаря своим известным методам борьбы с ней. Вполне тоталитарным, согласимся. Однако при этом граждане, надевая те же маски — и по указке властей, но большинство в рамках азиатской культуры «солидарности», — действуют в интересах общественного блага. У нас же действия в интересах общественного блага всякий раз натыкаются на это вот «мне на всех н…ть» в исполнении «маленького человека», воспетого Пушкиным, Гоголем, Чеховым и Достоевским. Впрочем, они воспевали совсем не эти его качества.
Этого маленького человека родное государство гнобило и при царе-батюшке, и при коммунистах. И в хвост, и в гриву. Но сейчас у него появилась возможность частной жизни. И подчас он именно там стремится «отыграться» за вековое рабство, репрессии и подавление его такого маленького, но собственного «Я». Он не может — считая себя бессильным — изменить ход современной политической истории, полагая выборы «бесполезными», политическую борьбу — бессмысленной, а участие в акциях протеста — опасным. Он будет поэтому послушно идти по предвыборной «карусели», боясь возразить начальству, а потом завидовать каким-нибудь белорусам в приступах политического онанизма. Он может возмутиться каким-нибудь очередным беспределом начальства, иногда вполне безнаказанно гоняющего пьяными по встречке и вообще плюющего на законы. Но протест его против подобного «беспредела» выразится разве что в парковке на газоне. «А вот как я могу! Али я тварь дрожащая?»
Другой «кейс» — недавний московский марафон. Перекрытие улиц и прочие неудобства автомобилистов — все это вызывает «справедливое возмущение» непричастных к бегу на длинные дистанции. Последние пытаются возражать: мол, в Нью-Йорке каком-нибудь тоже перекрывают движение. И там тоже неудобства. Но при этом сотни тысяч людей выходят подбодрить бегунов, а у нас они бегут сквозь строй росгвардейцев и лучи ненависти стоящих в пробках людей. «А вот если бы я был в Нью-Йорке», — начинает оправдываться все тот же носитель лозунга «Мне на всех н…ть, хочу делать как мне удобно». Если бы ты жил, дорогой, в Нью-Йорке, то носил бы маску в общественном транспорте и других публичных местах, а за неподчинение платил бы штраф до тысячи долларов за каждое нарушение. Притом что в той же Америке своих «маленьких людей» полно. Но их держат под контролем во имя общественного блага, давая возможность сказать свое слово на букву «f» существующей реальности в других формах. Например, на выборах.