Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ПОПЫТКА КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

15.01.2021 – 01:11 Комментарии

Александр Гольц

Ежедневный журнал

Трамп с его популизмом, манипуляторством и изоляционизмом, стал выразителем воли миллионов, которые не желают перемен

Как российские авторы антиутопий сгладили остроту восприятия наступившего периода репрессий в нашей стране, так и творения Голливуда помешали ощутить весь трагизм произошедших в Вашингтоне событий. В самом деле жутковатые законы, принятые Госдумой в последние дни минувшего года, в общем-то – сущая ерунда по сравнению с сорокинскими фантасмагориями. Точно так же реалии штурма Капитолия выглядят (особенно на взгляд стороннего наблюдателя) не столь уж серьезными и переломными по сравнению с многократно просмотренными в блокбастерах сценах атак на Белый дом и Капитолий. Подумаешь, «террористы» рогатые, один ноги на стол лидера демократов в палате представителей положил, другой пюпитр стырил, третий нужду не там, где положено, справил. В общем, разрушений нет, а жертв немного.

Поддавшись, вероятно, этому впечатлению, большинство отечественных либеральных комментаторов сконцентрировались на двух темах. Одни, погрузившись в хитросплетения американской конституционной юриспруденции, пытаются предположить, как будут развиваться дальнейшие события: успеют ли демократы объявить Трампу импичмент, сможет действующий президент пойти на выборы в 2024-м, если будет отстранен от должности в соответствии с 25-й поправкой к американской Конституции. Боюсь только, что эти штудии, безусловно, чрезвычайно любопытные с точки зрения американской юридической теории, скоро перестанут иметь сколь-нибудь существенный практический интерес. Все, что происходило во внутриполитической жизни США в последние недели, продемонстрировало: очень многие процедуры проистекали вовсе не из ясных законов, а из устоявшейся десятилетиями традиции. Традиции, которая была подвергнута сегодня беспрецедентной атаке. И которая, стало быть, обречена на замену более внятными законами.

Другие комментаторы принялись переживать по поводу возможностей, которые открывают прискорбные американские события перед кремлевской пропагандой. Действительно, можно без труда представить, как все эти соловьёвы-скабеевы будут скорбеть по поводу застреленной женщины, которая, всего дел-то, во внутренние помещения Палаты представителей пролезть хотела, даже пластиковый стаканчик не бросала. А уж какая истерика будет поднята по случаю бессрочного запрета Трампу, а также многим его сторонникам пользоваться Twitter! И эти люди запрещают нам ковырять в носу и травить иноагентов! — будут вопить отечественные госпропагандисты. Все это так. Но я бы не переживал сильно по этому поводу. Как показывает практика, эту кампанию никогда не останавливало даже отсутствие сколько-нибудь внятных аргументов. Не было бы штурма Белого дома и забанивания Трампа, они бы что-нибудь придумали. А их телеаудитория им бы поверила, как поверила в распятого мальчика или в то, что украинский самолет сбил малазийский «Боинг».

По мне, так куда важнее честно ответить, почему мы в принципе одобряли цветные революции в Украине, Грузии, Армении, Египте и во многих других странах, когда граждане, считавшие выборы сфальсифицированными, вторгались в здания парламентов и свергали действовавшую власть, и решительно осуждаем то же самое в Соединенных Штатах? Аргумент о том, что до вашингтонского штурма прошли шесть десятков судов, которые не подтвердили трамповские обвинения относительно фальсификации выборов, здесь не работает. Очевидно, что важнейшей предпосылкой для цветных революций является полная утрата значительной частью населения доверия к любым институтам, включая, разумеется, и суды. Важнейшим является то, что примерно половина голосовавших за Трампа, то есть приблизительно четверть всех избирателей в США, одобрили действия погромщиков. Следовательно, миллионы американцев утратили веру в институты самой могущественной и богатой демократической державы. Наблюдая цветные революции в разных странах, мы полагали, что их участники пытались свергнуть авторитарных правителей, которые лишь маскировали свое самоуправство имитацией демократических процедур. Теперь же в этих процедурах засомневались миллионы американцев. Мало этого, выразителям мнения этих миллионов, прежде всего Дональду Трампу, попросту заткнули рот.

Мне кажется, что американский бунт лишь по форме совпал с цветными революциями, в действительно он вызван совершенно иными причинами. Трамп в данном случае не болезнь, а всего лишь ее симптом. Первопричиной является грандиозная научно-техническая революция, в условиях которой человечество живет последние 30-40 лет. Все началось с создания персональных компьютеров, которые стали материальной базой интернета. Всемирная сеть, в свою очередь, привела к невиданным изменениям в способах производства. Многократно ускорилось движение информации, капиталов, любых ресурсов и товаров. Произошла глобализация мировой экономики. И вот сейчас, как и положено, все больше дают себя знать социальные последствия. У миллионов людей, которые не захотели или не смогли приспособиться к радикальным переменам, реально жизнь стала хуже. Материальное производство переносится в страны, где оно дешевле. А в развитых странах набирают силу цифровые технологии, которые кардинально меняют сам образ жизни.

Для меня самое очевидное, что меняют свою функцию магазины. Они превратились в своего рода шоурумы, где товар можно разглядеть и оценить. Чтобы потом сделать заказ в сети. Стало быть, огромное количество людей потеряло работу. Как потеряли работу мелкие ремесленники, работники мелких мастерских (стало проще и дешевле выбросить поломавшийся прибор). Угасли целые отрасли промышленности. При этом жизнь меняется не обязательно в материальном смысле. Ведь кардинально меняется и общественная мораль. Достаточно вспомнить о захвативших США, а за ними и остальной мир движениях Me too и BLM, со всеми сопутствующими эксцессами. При этом социальные слои, «пострадавшие» от научно-технической революции, меньше всего склонны к рефлексии и анализу. Они склонны в своих личных неурядицах, в том, что жизнь вдруг перестала быть комфортной, видеть реализацию чьих-то коварных замыслов. Глубоко закономерно, что именно Билла Гейтса подозревают в попытке чипировать население Земли, дабы скрытно управлять всем на планете.

То есть речь фактически идет о попытке контрреволюции. И столь же закономерно то, что она родилась там же, где началась научно-техническая революция — в США. Точно также как луддиты появились в Англии, где началась промышленная революция. Трамп же, с его популизмом, манипуляторством и изоляционизмом, стал выразителем воли миллионов, которые не желают перемен. В этом — глубокая духовная связь вашингтонских «бунтовщиков» и отечественных охранителей скреп. Именно поэтому Трамп, в годы правления которого российско-американские отношения стали хуже некуда, столь любим Кремлем.

Очевидно, что грядущие годы, если не десятилетия будут заняты тем, чтобы приспособиться к объективной реальности технической революции, самые разнообразные «продукты» которой уже окружают нас и будут, несомненно, все больше влиять на нашу жизнь. И это никакие неолуддиты не изменят. Но эксцессы, подобные вашингтонским, вполне вероятны. Особенно, если истеблишмент будет вести себя столь безответственно, как это было до сих пор. Демократическим странам предстоит тяжелая мучительная работа по перестройке своих институтов, пересмотру устоявшихся отношений между народом и истеблишментом, обновлению правящих классов.

Впрочем, есть и другой путь. Это путь самоизоляции от меняющегося мира. С хорошо предсказуемыми последствиями. В СССР, как известно, в свое время отказались от разработки персональных компьютеров, потому что это могло привести к нежелательной индивидуальной свободе в распространении информации…

Метки: , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>