НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ЭТО НЕОЖИДАННОСТЬ
С того момента, как Россия ввязалась в новую холодную войну с Западом, центральноазиатское направление превратилось в третьестепенное
Ну, кто там смеет утверждать, что Москва ставит перед собой несбыточные внешнеполитические цели? Только что, просто на наших глазах, свершилось то, чего Кремль добивался последние лет пятнадцать. Американцы покидают Афганистан. Причем уходят если и не с позором, то уж точно без всякой славы.
Вопреки обещаниям нескольких президентов и залихватским проектам всевозможных экспертов двадцать лет боевых действий не превратили эту страну в «витрину демократии» в Центральной Азии. Точно так же, как не стала она «форпостом социализма» в результате десяти лет советской оккупации. Племенное афганское общество одинаково отвергает как коммунистические, так и либеральные рецепты по его организации. При этом уместно помнить, что американское вторжение было ответом на спланированные на афганской территории чудовищные теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001-го.
Когда операция началась, Владимир Путин, к немалому удивлению своего окружения, решил оказывать американцам поддержку. В частности, оружие было оперативно поставлено отрядам Северного альянса, воевавшего с талибами. Вопреки словам тогдашнего секретаря Совбеза Сергея Иванова, который заявлял, что даже «теоретически» не может представить себе создания американских баз в бывших республиках СССР, Путин проинформировал глав центральноазиатских государств, что не возражает против появления там объектов тылового обеспечения вооруженных сил США. Однако уже с середины двухтысячных, по мере того как у главного начальника России росло раздражение в адрес Америки, Кремль сконцентрировался на том, чтобы максимально затруднить действия войск США и их союзников. В документы Организации Договора коллективной безопасности протолкнули положения о необходимости закрытия американских баз. Мало того, на руководство Киргизии оказывалось и финансовое, и политическое давление, с тем чтобы была закрыта авиабаза в аэропорту Бишкека.
При этом с самого начала было очевидно: решая свои стратегические задачи, американцы, хотели они того или нет, в течение двадцати лет защищали Россию. За несколько месяцев до событий 11 сентября начальник российского Генштаба Анатолий Квашнин рассказывал журналистам о намерении развернуть 60-тысячную группировку, чтобы парировать возможный удар талибов. Сегодня отечественные начальники не упускают случая, чтобы не пнуть американцев за афганский провал. Вот глава отечественного МИДа Сергей Лавров заявляет: «США не просто выводят войска из Афганистана, они выводят их, де-факто признав провал своей 20-летней миссии».
Действительно, американцы уходят стремительно, только что они покинули главную авиабазу в Баграме, фактически оставив ее мародерам. Госдеп не смог своевременно снабдить иммигрантскими визами тысячи афганцев, которые сотрудничали с войсками США и которым сейчас грозит гибель от рук талибов. Сегодня Вашингтон уговаривает глав центральноазиатских государств дать временное убежище этим афганцам. Все это будит воспоминания о позорной эвакуации американского посольства в Сайгоне.
Однако долгожданное унижение геополитического противника способно принести лишь моральное удовлетворение Кремлю. Боюсь, что уже в самом скором времени Москве понадобится нечто большее. Талибы стремительно развивают наступление в областях, граничащих с Таджикистаном. В последние дни несколько тысяч афганских военных, спасаясь от отрядов «Талибана», перешли на таджикскую территорию. Дальнейшее представить не так уж сложно. На плечах отступающей армии в страны Средней Азии ворвется то, что принято называть «радикальным исламом». Там он столкнется со слабыми авторитарными режимами. Эти страны ждут всевозможные варианты гражданских войн. Вскоре они в виде тысяч, а скорее десятков тысяч беженцев выплеснутся сначала в Казахстан, а потом и в Россию. Не будем забывать, что российско-казахская граница, которая в два раза длиннее российско-китайской, мягко говоря, весьма проницаема. Так что при наихудшем варианте развития событий беженцы могут оказаться где-нибудь под Оренбургом.
Москва в обострении ситуации сейчас обвиняет нынешнее афганское руководство, которое, исходя из собственных эгоистических интересов, не желает-де договариваться с талибами. Российские дипломаты всегда скоры в определении, кто виноват. Однако ответ на вопрос «что делать?» остается открытым. Тот факт, что в Таджикистане размещена 201-я российская база, военнослужащие которой смогут в момент кризиса установить относительную стабильность и обеспечить прием дополнительных контингентов из России, успокаивает лишь частично. С того момента, как Россия ввязалась в новую холодную войну с Западом, центральноазиатское направление превратилось в третьестепенное. Количество войск, предназначенных для противостояния талибам, неуклонно снижалось. Так 201-я база была переведена с дивизионной на бригадную структуру. Кроме того, две бригады Центрального военного округа (именно его войска предназначены для усиления контингентов в Таджикистане и Киргизии) были переброшены к западным границам. Так что в отсутствие нужного количества войск радость по случаю фиаско американцев будет слабым подспорьем…
Фото: www.flickr.com/Sgt. Russell Gilchrest | Источник: U.S. Army по лицензии CC BY 2.0