ЖИЗНЬ ПОСЛЕ УКРАИНЫ
Как в новых условиях должны складываться отношения России и Индии
18 марта в Индию прилетел новый японский премьер Фумио Кисида. В программе визита помимо прочих пунктов значилось и обсуждение ситуации на Украине. «Сегодня международное сообщество сталкивается с ситуацией, подрывающей самые основы глобального порядка», – объяснил Кисида в интервью газете The Indian Express. Японский премьер собирался убедить индийского коллегу Нарендру Моди присоединиться к остальным членам Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad) и осудить действия России, а в перспективе – ввести против нее санкции. Однако на пресс-конференции по итогам переговоров Моди Украину даже не упомянул.
Само по себе это молчание красноречивее любых слов. На протяжении двух последних десятилетий в западных, да и в части индийских СМИ и внутри экспертного сообщества общим местом стали рассуждения о том, что Индия все больше дрейфует в сторону Запада, в первую очередь США: Нью-Дели закупает все меньше российского оружия, участвует в различных инициативах с очевидным антикитайским содержанием. Заговорили даже о создании оси Нью-Дели–Токио–Вашингтон, которая якобы должна противостоять формирующейся оси Москва–Исламабад–Пекин. Все эти разговоры оказались пшиком. Когда пришло время выбирать сторону, Индия отказалась голосовать за антироссийские резолюции в ООН и поддерживать партнеров по Quad, которые требовали от нее осудить российские действия на Украине. Свою роль в этом, конечно, сыграли старая дружба и перспективные проекты, память о прошлом и сохраняющаяся зависимость от поставок российского оружия. Но главное – трезвый стратегический расчет.
Западные международники и политики привыкли считать свою политическую культуру воплощением ratio, противопоставляя ее восточной – туманной и иррациональной по своей природе. Концепция третьего мира, который может преуспеть, лишь подражая миру первому, прочно засела в умах западного и российского политикума. Но во время украинского кризиса Европу захлестнула волна иррационального негодования: протесты в социальных сетях, отдельные проявления культуры отмены, которые никак не повлияли, да и не могли повлиять, на ход боевых действий на Украине. Принимаемые политическими элитами меры, в первую очередь экономические санкции, также не отличались рациональностью – было очевидно, что темпы операции никак от них не зависят, а экономике самих европейских стран они только повредят. На этом фоне реакция элит азиатских государств, включая Индию, оказалась образцом здравомыслия: всего несколько стран, тесно связанных политически с США, ввели санкции против России, да и то без особого энтузиазма.
Этому вряд ли стоит удивляться. С точки зрения азиатских гигантов то, что происходит сейчас на Украине, – второстепенный конфликт малой интенсивности где-то на задворках исторической сцены. В рамках этого конфликта тестируются новые системы вооружений, оттачиваются тактические решения, а его итогом станет изменение направления торговых потоков. Главным бенефициаром этого кризиса окажется Азия, готовая скупать недорого российские и белорусские удобрения, углеводороды и зерновые, аналогичную же продукцию собственного производства задорого продавать Европе. XXI век, как и предполагалось, станет веком Азии, а события на Украине лишь ускоряют смещение центра тяжести мировых политики и экономики в этот регион.
России придется разработать новую стратегию, чтобы выжить в этом веке. В начале XVIII столетия Петр Великий развернул страну лицом к Европе, да так успешно, что мы до сих пор считаем себя прежде всего европейцами. Теперь нам необходим столь же крутой и основательный разворот в сторону Тихоокеанской и Индоокеанской Азии. Ключевым экономическим партнером наряду с Китаем для России должна стать Индия – третья экономика мира по ВВП (ППС). Нью-Дели заинтересован, и останется заинтересован, в партнерстве с Москвой, которую индийские политики рассматривают как один из центров многополярного мира. Если до сих пор объем двусторонней торговли едва превышал $10 млрд, то теперь он должен вырасти – Индия превращается в важнейший производственный и торговый хаб для России, отрезанной от западных поставок и технологий. Эта перестройка отношений будет болезненной: России придется встраиваться в индо-тихоокеанскую экономику, причем не на самых выгодных для себя условиях, и переносить центр производства в Сибирь и на Дальний Восток. И делать это нужно максимально быстро.
Материалы по теме
One Comment »
Leave a comment!
I needed to create you one little word to finally thank you very much the moment again considering the unique ideas you’ve discussed in this article. This is simply unbelievably generous with you to provide freely what exactly some people could possibly have distributed for an e-book to earn some dough for their own end, most importantly since you could possibly have tried it in the event you decided. The concepts as well worked like the good way to be aware that some people have the same eagerness like my very own to figure out many more pertaining to this condition. I’m sure there are some more pleasant situations in the future for folks who go through your site.