ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛУЛЫ
Российский Совет по международным делам
Шанс для глобального Юга
Победа кандидата от левых сил Лулы да Силвы в Бразилии после четырех лет правления Жаира Болсонару стала одним из самых знаковых политических событий текущего года как для мира, так и для самой Бразилии. Никогда еще на президентских выборах разница между кандидатами не была такой низкой; в то же время ни один из кандидатов на пост президента Бразилии не получал более 60,3 млн голосов избирателей. И возможно никогда еще общенациональные выборы в развивающейся стране не приковывали к себе в такой степени внимание всего мира.
Возвращение Лулы к власти открывает новые возможности для Бразилии в области проведения внутриэкономических преобразований и в проведении более сбалансированной внешней политики. Во внутренней политике основным вызовом для него станет объединение страны на фоне беспрецедентной поляризации и разделенности, которая проявилась на президентских выборах. На международной арене Бразилия может стать ключевым игроком в создании новых альянсов в латиноамериканском регионе, а также на пространстве глобального Юга. На мировой арене эта страна получает возможность внести свой вклад в налаживание диалога между развитыми и развивающимися странами, в том числе в таких сферах как «зеленая повестка» и охрана окружающей среды.
Электоральная драма по-бразильски
Как и подобает латиноамериканским сюжетам, президентские выборы в Бразилии в этом году изобиловали драмой. Итоговая победа кандидата от Партии Трудящихся Бразилии Лулы да Сильвы составила менее 2 процентных пунктов (немногим более 2 млн голосов) по сравнению с действующим президентом Жаиром Болсонару. В первом туре кандидату от левых сил Луле не хватило буквально нескольких процентов для победы. Вопреки подавляющему большинству опросов президент Болсонару существенно сократил отставание от Лулы до немногим более 5 процентных пунктов. Причем в процессе подсчета голосов действующий президент долгое время лидировал.
Особое внимание по итогам первого раунда выборов многие обозреватели уделили проблеме неточности электоральных опросов общественного мнения в Бразилии, которые значительно занижали долю голосов, отданную президенту Болсонару. Отчасти такого рода феномен казался многим схожим с таким же занижением голосов в электоральных опросах за Д. Трампа на президентских выборах в США в 2016 г. Одним из возможных объяснений в обоих случаях считалось нежелание некоторых сторонников Трампа/Болсонару раскрывать свою поддержку кандидатов до самих президентских выборов.
Перед вторым туром большая часть опросов опять отдавала победу Луле, но уже со значительно меньшим перевесом: от 2 до 5-6 процентных пунктов. При том, что ряд кандидатов, проигравших в первом раунде, поддержали Лулу, к лагерю Болсонару примкнули ряд влиятельных сенаторов и губернаторов штатов, а также такие знаменитости (имеющие не меньший политический вес в год проведения чемпионата мира по футболу) как форвард бразильской футбольной сборной Неймар. В условиях, когда разрыв между кандидатами сократился до минимума счет уже шел не на политические партии, а на отдельных известных и влиятельных деятелей и политиков.
И хотя в соответствии с ожиданиями победа была одержана Лулой, итоговый перевес в менее чем 2 процентных пункта оказался еще меньше, чем предсказывали практически все опросы. В условиях такого стабильного превышения ожиданий в ходе электоральной гонки ряд исследователей заявили о том, что несмотря на поражение в выборах, лагерь Болсонаро одержал символическую победу, продемонстрировав значимый уровень поддержки среди широких слоев населения. Насколько в этих условиях сможет Лула преодолеть такой социально-политический разлом в бразильском обществе будет зависеть от экономической политики, отношения к проводимой политике со стороны финансовых рынков и способности ускорить экономический рост.
Пока что реакция финансовых рынков на победу Лулы неоднозначная — рынок акций и курс реала к доллару на следующий день после выборов продемонстрировали высокую волатильность на фоне неопределенности относительно принятия лагерем Болсонару результатов выборов, а также неопределенности относительно формирования нового кабинета министров.
Помимо отношений с финансовыми рынками ключевым вопросом для президентства Лулы будет возможность проведения своего политического курса в условиях противодействия оппозиции. Как отмечает бразильский журналист Пепе Эскобар, «Лула столкнется с глубоко враждебным Конгрессом и Сенатом, а также болсонаристскими губернаторами, включая руководителей Сан-Паулу — наиболее могущественного штата Федерации». Так что не исключено, что мы станем свидетелями еще не одного поворота драматического сюжета бразильской политики в период нового президентства Лулы да Силвы.
Латиноамериканский регион: потенциал для совместных инициатив
Победа Лулы да Сильвы продолжает череду побед левых сил в Латинской Америке. Ранее одной из знаковых побед левых партий в регионе стал приход к власти в Колумбии Густаво Петро. В числе латиноамериканских стран, где у власти находятся левые партии (помимо Колумбии), такие тяжеловесы региона как Перу, Аргентина и Чили. В итоге практически весь латиноамериканский регион окрашен теперь в красно-розовые тона за небольшим исключением таких стран, как Эквадор и Уругвай. Такого рода усиление позиций левых сил в регионе повышает вероятность консолидированных действий латиноамериканских стран на международной арене.
Среди возможных инициатив новой президентской команды Бразилии может стать активизация процессов региональной интеграции. Это в свою очередь может включать в себя возвращение Бразилии в Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) [1]. Кроме того, можно ожидать также придания новых импульсов интеграционным процессам в рамках МЕРКОСУР, которые в последние несколько лет застопорились на фоне низкой поддержки данному направлению внешней политики со стороны лагеря Ж. Болсонару.
В числе возможных латиноамериканских инициатив Бразилии может стать создание региональной валюты SUR — о таких планах заявлял в этом году сам Лула да Силва. Реализация такой инициативы могла бы стать дополнительным вкладом развивающихся стран в де-долларизацию мировой экономики, а также стимулировать процессы торговой либерализации в латиноамериканском регионе.
Значение победы Лулы для глобального Юга
Наиболее существенным может стать вклад команды Лулы в процессы перезапуска сотрудничества между странами глобального Юга и прежде всего между странами БРИКС. В ближайшие годы для Бразилии складываются благоприятные для этого условия: в 2025 г. Бразилия будет председательствовать в БРИКС, а в 2024 г. — в «Группе двадцати».
В период правления Ж. Болсонару Бразилия сдержано относилась к новым инициативам в рамках БРИКС. В 2019 г. в период председательства Бразилии в БРИКС Ж. Болсонару отказался от продолжения реализации китайской инициативы БРИКС+. Со сменой правления в этой стране можно ожидать поддержку со стороны команды Лулы по отношению к инициативе БРИКС+ именно в формате «интеграции интеграций», т.е. в формате взаимодействия между региональными интеграционными группировками, членами которых — страны БРИКС.
В этом отношении команда нового президента уже заявила, что будет стремиться к увеличению роли Латинской Америки в БРИКС, в том числе за счет принятия в объединение Аргентины. Можно ожидать, что шаги в этом направлении могут быть предприняты уже в 2023 г. на саммите БРИКС в Южной Африке.
В рамках «Группы двадцати» Бразилия может использовать свое председательство для продвижения «зеленой» повестки и охраны окружающей среды, а также инициатив в области координации антикризисной политики развитых и развивающихся стран. Возможным направлением политики Лулы может также стать больший приоритет содействия развитию наименее развитых стран, в том числе за счет снижения долговой нагрузки и более значительной помощи этим странам со стороны крупнейших развитых и развивающихся стран.
В целом внешнеполитический курс Лулы, скорее всего, будет более многовекторным и гибким по сравнению с относительно более импульсивным подходом к внешней политике команды Ж. Болсонару. Ориентация Лулы на более активное выстраивание альянсов со странами глобального Юга, в том числе с Китаем, будет сдерживаться попыткой выстраивания более конструктивных отношений с администрацией Дж. Байдена и ведущими европейскими странами. В отношениях с Западом важное место будет занимать защита окружающей среды (прежде всего экосистемы Амазонии), а также решение проблем изменения климата.
Что касается отношений с Россией, то можно ожидать более тесного сотрудничества между двумя странами как в рамках БРИКС, так и «Группы двадцатки», а также основных международных экономических организаций (МВФ и Всемирный Банк). Кроме того, следует ожидать большей активности Бразилии в попытках взаимодействия с Россией в решении проблем продовольственной безопасности, а также в вопросах урегулирования российско-украинского кризиса.
В целом следующие четыре года таят в себе как вызовы для новой президентской команды Бразилии, так и существенные возможности. Вероятная рецессия в мировой экономике, замедление Китая, нарастание геополитической напряженности могут осложнить задачи по ускорению темпов экономического роста и восстановлению благосостояния населения страны. С другой стороны, перед Бразилией открываются уникальные возможности по продвижению прорывных инициатив как в экономической (на региональном и глобальном уровне), так и во внешнеполитической сфере. От того, насколько сумеет Лула да Силва воспользоваться этими возможностями будет зависеть не только будущее левого поворота или интеграционных процессов Латинской Америки, но и перспективы построения новых элементов более устойчивого глобального управления и налаживания более конструктивных отношений между развитыми и развивающимися странами.
1. Ранее Бразилия приостановила свое членство в СЕЛАК по инициативе Болсонаро.
Материалы по теме
One Comment »
Оставить комментарий!
Спасибо вам большое за информацию. Очень важна казино х проверка и бонусов x обзор казино х промокод , чтобы не ошибиться с сайтом