США БАЛАНСИРУЮТ НА ПРОВОЛОКЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ
Америка не может определиться кому больше дать оружия
Остин Дамер (политический аналитик по оборонной стратегии, развитию вооруженных сил и вопросам бюджета) 5 ноября 2022 года опубликовал в The National Interest статью «Стратегический дефицит: распределение оружия и внимания в Вашингтоне».
В ней он ставит под сомнение правильность распределения оружия Вашингтоном по двум направлениям – в Европе и в Индо-Тихоокеанском регионе. «В то время, – пишет Дамер, – как администрация Байдена на словах поддерживает Индо-Тихоокеанский регион, но при этом выделяет львиную долю своих ограниченных ресурсов Европе. Это очень важно, потому что ресурсов гораздо меньше, чем предполагает эта стратегия. Стратеги должны считаться с реальностью дефицита ресурсов и расстановкой приоритетов, к которым приводит этот дефицит. Вашингтон должен сделать трудный выбор сейчас, пока еще есть время».
Текущие стратегические документы Соединенных Штатов декларируют подавляющее внимание к Индо-Тихоокеанскому региону. И Стратегия национальной безопасности, и Стратегия национальной обороны явно отдают приоритет Китаю, а не России. Риторические заявления представителей администрации также подразумевают сосредоточение внимания на Китае. В частности, сам президент Джо Байден четыре раза заявлял , что Америка будет защищать Тайвань от китайской агрессии. Между тем, другие официальные лица предупреждают об угрозе китайского вторжения на Тайвань со все возрастающей срочностью, характеризуя ее как «явную», «острую», наступившую «намного быстрее», чем предполагалось, или что они опасаются вторжения уже в 2023 году.
«Несмотря на эти утверждения о значении индо-тихоокеанского направления, — пишет Дамер, — действия администрации явно не соответствуют этой расстановке приоритетов. Масштабы материальной поддержки Украины приводят к серьезным альтернативным издержкам, ущемляя способность Вашингтона защищать свои основные интересы, а именно: сохранение возможностей и возможностей для сдерживания или отражения китайской территориальной агрессии в Азии, наиболее вероятной целью которой является Тайвань».
«Запасы HIMARS и ракет в США «вероятно ограничены», учитывая масштабы поставок Украине, доступное количество и вялые мощности оборонно-промышленной базы. Армия США в настоящее время использует не менее 339,3 миллиона долларов выделенной помощи для пополнения своих запасов HIMARS и GMLRS, включая детали «с длительным сроком поставки».
Мало того, что на это потребуются годы, но это дополнительное производство почти наверняка повлечет за собой чрезмерно большие альтернативные издержки. Lockheed Martin производит HIMARS, GMLRS, еще одну реактивную артиллерийскую установку, называемую реактивной системой залпового огня (MLRS), армейские тактические ракетные системы большей дальности (ATACMS), свою новую ракету Precision Strike Missile (PrSM), (которая способна поражать корабли в море с берега), а также противотанковые управляемые ракеты Javelin и зенитные ракетные комплексы, такие как Patriot и Terminal High Altitude Area Defense (THAAD), все на своем производственном предприятии в Арканзасе. Все они будут играть решающую роль в любой непредвиденной ситуации между США и Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе. Однако недавно руководство Lockheed раскрыло что даже при капитальных затратах «с опережением контракта» все равно потребуются годы для расширения производственных мощностей. Армия и корпус морской пехоты , оптимизируя свои силы для конфликта с Китаем, отдают приоритет дальнему прицельному огню. Любые задержки в развитии сил ухудшают сдерживание в Индо-Тихоокеанском регионе. «Учитывая срочность официальных предупреждений о Китае, на этот раз у нас больше нет времени», — делает вывод Дамер.
Ещё один критический боеприпас — хваленый Javelin. К началу апреля 2022 года Соединённые Штаты уже предоставили Украине треть всех своих запасов. Поставки Javelin продолжаются быстрыми темпами, и, хотя конкретные уровни запасов в США засекречены, они могут составлять от 40 до 45 процентов его запасов. При нынешнем уровне производства всего 1000 ракет в год такое быстрое истощение демонстрирует реальную опасность любого дальнейшего сокращения. Что важно для любого американо-китайского сценария, эти переносные зенитно-ракетные комплексы эффективны при уничтожении не только танков и транспортных средств, но и небольших сооружений, низколетящих вертолетов и даже небольших амфибийных транспортных средств или десантных кораблей.
Америка также предоставила другие платформы и боеприпасы, которые могут иметь несколько меньшую полезность на начальном этапе, но, тем не менее, будут полезны в длительных кампаниях. Среди них гаубицы M777 и боеприпасы калибра 155 мм, из которых Вашингтон предоставил Киеву 884 500 снарядов. Глава отдела закупок Пентагона заявил, что он увеличивает производство 155-мм боеприпасов с 14 400 до 36 000 патронов в месяц, но только к 2025 году. Запасы 155-мм боеприпасов в США «неудобно малы… не на том уровне, который мы хотели бы использовать в бою».
«Не нужно быть бухгалтером, — пишет Дамер, — чтобы понять, что эти цифры ошеломляют. Они подчеркивают суровую реальность дефицита и неспособности промышленной базы нарастить производство в стратегически важные сроки даже для относительно простых боеприпасов, таких как 155-мм боеприпасы, не говоря уже о более технологически сложных».
Дополнительное соответствующее вооружение, предоставленное Украине, включают переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger, зенитно-ракетные комплексы средней дальности, противокорабельные ракеты, радары, пилотируемые и беспилотные суда, беспилотные летательные аппараты и многие другие системы, которые могут иметь высокую степень полезности в любом американо-китайском сценарии. Есть и признаки того, что Вашингтон может предоставлять другие пока неназванные системы, такие как реактивная система залпового огня (MLRS) и тактическая баллистическая ракета класса земля – земля (ATACMS). Но Украина по-прежнему требует большего, и министерство обороны признало, что оно «поддерживает эти поставки… и работает над тем, чтобы передать эти возможности Киеву». Продолжение поставок оружия кажется почти неизбежным.
Более того, Вашингтон фактически увеличил численность своих сил в Европе на дополнительные 20 000 человек. Военные ресурсы — это игра с нулевой суммой: корабли, самолеты и ракеты, имеющие решающее значение для хрупкого военного баланса в Индо-Тихоокеанском регионе, не могут находиться в двух местах одновременно. Эти дополнительные развертывания в Европе включают расширение авианосной ударной группы (CSG), истребительных эскадрилий, самолетов-заправщиков, группы десантной готовности и экспедиционного подразделения морской пехоты, батальона HIMARS и двух боевых групп армейских бригад (BCT), «которые могут иметь значительную полезность в сдерживании китайской агрессии».
«Учитывая масштабы материальной поддержки США, время, необходимое для восстановления материальных средств из-за промышленной атрофии, и расширение позиций в Европе, Вашингтон сталкивается с перспективой нескольких лет, в течение которых он не сможет сдерживать как Китай в Индо-Тихоокеанском регионе, так и дальнейшие российские военные действия в Европе», — считает Дамер.
«Дефицит побуждает к расстановке приоритетов и выбору. Очевидно, что Америка не может продолжать свою нынешнюю материальную поддержку Украины и, одновременно, поддерживать надежные средства сдерживания китайской агрессии».
«Хотя это может показаться аполитичным, — пишет Дамер, — но предотвращение китайской агрессии в Азии гораздо важнее для Америки, чем исход войны на Украине. Это происходит по многим из тех же причин, по которым сменявшие друг друга администрации (по крайней мере, риторически) отдавали приоритет Китаю: это единственное государство, способное и намеренное стремиться к гегемонии в ключевом регионе».
И здесь главный вывод Дамера: «даже при «мягком имперском контроле» над половиной мировой экономики конкретные интересы американцев — физическая безопасность, экономическое процветание и политические свободы — окажутся под угрозой. Россия, даже в том случае, если она подчинит себе Украину, больше не представляет такой гегемонистской угрозы.
Это очевидный выбор, с которым должны считаться американские стратеги: продолжать вооружать Украину до бесконечности или экономить свои скудные ресурсы, чтобы предотвратить явную опасность китайской агрессии в Индо-Тихоокеанском регионе. Вашингтон не может сделать и то, и другое».
«Хотя администрация Байдена и Конгресс вряд ли ослабят свою поддержку Украины, они однозначно должны это сделать, — считает Дамер, — Вашингтону следует сохранить свои оставшиеся ограниченные ресурсы — как оружие, так и внимание — исходя из своих конкретизированных стратегических интересов».
Дамер полагает, что этого можно добиться с помощью нескольких конкретных действий:
«Во-первых, любая дополнительная военная помощь должна исключать материалы, которые имеют хотя бы умеренную полезность в сценариях оборонного планирования США и Китая, включая противовоздушные и противокорабельные системы, высокоточные огневые средства большой дальности, «Джавелины» и — в зависимости от степени их предоставления. уже — 155-мм артиллерийские боеприпасы. Европейские государства должны немедленно взять на себя большую часть бремени дальнейшей военной помощи. В той мере, в какой у Вашингтона есть резервы устаревшего, менее актуального оружия или оружия иностранного происхождения, которые не требуются в его собственных военных планах, они могут быть разумно предоставлены Украине.
Примером такой системы является стареющий, но всё ещё относительно боеспособный штурмовик А-10. Военно-воздушные силы пытались избавиться от своих запасов А-10 в интересах модернизации в пяти из восьми предыдущих бюджетных циклов, но Конгресс постоянно этому препятствовал. Учитывая высокую степень поддержки в Конгрессе помощи Украине и относительные возможности А-10 по отношению к его потенциальному набору целей, ВВС могут найти более сговорчивую аудиторию, если они продемонстрируют эту взаимовыгодную перспективу.
Во-вторых, Вашингтон должен отказаться от своей бессмысленной военной экспансии в Европе, численность которой сейчас превышает 100 000 человек. Поддержание надежных средств сдерживания теперь требует меньшей доли американских сил. Следовательно, военное присутствие должно быть фактически снижено до уровня ниже довоенного , чтобы высвободить ресурсы для Индо-Тихоокеанского региона. Особенно важно сместить авиацию пятого поколения, военно-морские силы и даже определенную наземную боевую мощь.
В частности, Пентагону следует рассмотреть вопрос о том, чтобы 2-я многоцелевая оперативная группа (одна из двух полностью боеспособных критически важных подразделений такого типа) была ориентирована на Индо-Тихоокеанский регион или реагировала глобально, а не постоянно дислоцировалась в Европе. Кроме того, армейский BCT в Румынии и ротационное армейское присутствие в Польше (состоящий из бронетанкового BCT, авиационной бригады, а также элементов тылового обеспечения и штаба) могут быть отменены. В то время как армейские маневренные BCT, по общему признанию, менее полезны в Индо-Тихоокеанском регионе, чем в Европе, эти отмены обеспечили бы реальную экономию на армейских операциях и средства на техническое обслуживание, которые можно было бы перенаправить в другое место.
В дополнение к отмене увеличения базирующихся в Испании эсминцев с управляемыми ракетами, ротационное присутствие ВМС в районе 6-го флота может быть дополнительно сокращено. Например, похоже, что Пентагон в настоящее время поддерживает там присутствие авианосной ударной группы (CSG) не менее 1,0, при этом CSG USS George HW Bush действует в Адриатическом море (плюс CSG USS Gerald R. Ford , работающий в Северной Атлантике) по состоянию на 24 октября 2022 года. Это может быть уменьшено максимум до 0,5 присутствия CSG в большом евроатлантическом регионе без постоянной фиксации CSG в Средиземноморье.
Со стороны ВВС две дополнительные эскадрильи F-35, дислоцированные в Британии, должны быть упразднены, оставив при этом одну ранее дислоцированную там. Некоторые эскадрильи истребителей поколения 4/4,5, такие как F-15, также могут быть рассмотрены для передислокации. Особенно в свете недавно объявленного вывода F-15 из Японии без какого-либо плана постоянной замены.
В-третьих, Вашингтону следует как можно скорее принять или расширить ряд ключевых индо-тихоокеанских инициатив. Главным из них является накопление боеприпасов, платформ и частей, имеющих решающее значение для сценариев оборонного планирования США в отношении Китая, включая торпеды Mk 48, многоцелевые ракеты SM-6, ракеты-перехватчики SM-3, систему противодействия экспедиционным кораблям морской пехоты ВМС (включая военно-морские силы), Противокорабельные ракеты большой дальности, Совместные противокорабельные ракеты класса «воздух-поверхность», Терминальная высотная ПВО, Пэтриоты, Маневренная ПВО ближнего действия, Стингеры, Джевелины, Морские ударные томагавки, Бомбы малого диаметра II, HIMARS (включая такие боеприпасы, как GMLRS, ATACMS и ускорение развертывания PrSM), пусковую установку дальнего огня морской пехоты и армейское гиперзвуковое оружие дальнего действия. Сенатор Том Коттон (R-AR) и другие приняли законодательство, которое может быть полезным средством для таких инициатив. Кроме того, ВМС и ВВС должны сделать все возможное, чтобы ускорить разработку других вариантов гиперзвуковых ракет. Военно-морской флот также не должен больше откладывать закупку легкого десантного корабля, важного средства маневрирования для морской пехоты в любой прибрежной кампании ближайшего будущего.
Кроме того, Конгресс и Пентагон должны уделять приоритетное внимание Индо-Тихоокеанскому региону в других важных аспектах. Возможно, наиболее важно то, что ВМФ необходимо изменить свой текущий план строительства кораблей (и Конгресс должен предоставить финансирование), чтобы поддерживать свои стареющие корабли в ближайшем будущем. В настоящее время план ВМФ включает в себя списание некоторых стареющих судов с целью их модернизации в долгосрочной перспективе. Этот план предполагает риск именно в предполагаемое «решающее десятилетие» 2020-х годов, чтобы подготовиться к потенциальному конфликту в 2030-х и позже. Военно-морской флот должен избегать усугубления прошлых ошибок, избавляясь от проверенных, хотя и устаревших военных кораблей, таких как крейсера класса «Тикондерога» и ударные подводные лодки класса «Лос-Анджелес». Такие программы, как Созвездие — фрегаты и беспилотные суда имеют решающее значение, но непременным условием военно-морского планирования в настоящее время является сдерживание резкого падения потенциала флота по сравнению с процветающим военно-морским флотом Народно-освободительной армии Китая, чтобы снизить краткосрочный риск в 2020-х годах.
Другие конкретные способы, которыми министерство обороны должно уделять приоритетное внимание Тихоокеанскому региону, включают модернизацию инфраструктуры, такую как укрепление аэродрома и хранилища топлива, выделение бригады помощи силам безопасности для обучения тайваньских сил и координацию с Государственным департаментом иностранных военных продаж.
Другие приоритеты для Конгресса включают принятие Закона об оружии Тайваня, закона, соавтором которого являются сенатор Джош Хоули (R-MO) и член палаты представителей Майк Галлахер (R-WI), который будет ежегодно выделять Тайваню 3 миллиарда долларов в течение пяти лет для приобретения асимметричных возможностей, но, что важно, поставило бы такую помощь в зависимость от собственных будущих военных приготовлений Тайваня.
Соответственно, адекватное финансирование Инициативы Тихоокеанского сдерживания по статьям бюджета, не ориентированным на платформу, имеет решающее значение для следующего разрешения на оборону.
Эти политические рекомендации помогли бы Вашингтону сэкономить свои скудные ресурсы для своего истинного стратегического приоритета в Индо-Тихоокеанском регионе, учитывая острую необходимость отрицания китайской гегемонии».
«Но до сих пор, — пишет Дамер, — администрация Байдена демонстрировала ложное благочестие, проповедуя важность Индо-Тихоокеанского региона, в то же время расточительно направляя свое оружие и внимание в подавляющем большинстве случаев на Украину.
Это время концентрации и выбора. На карту поставлены очевидные и конкретные интересы Соединенных Штатов, связанные с безопасностью, процветанием и свободой, и их граждане заслуживают серьезной стратегии для защиты этих интересов. Однако те, кто в настоящее время возглавляет американское государственное управление, вряд ли изменят курс».
* * *
Комментарий:
Дамер подходит к решению вопроса предельно рационально, как бухгалтер.
Логика его такова: Китай — главный враг в стратегических документах, он может реально поспорить с США за региональную и мировую гегемонию, у него огромная по численности армия, — значит все средства надо бросить на недопущение гегемонизма Китая.
Но, кроме рационализма мировую политику определяют и иррациональные факторы, которые часто перевешивают рационализм. Например, у многих конгрессменов США ненависть к России затмила весь рационализм. Звучат прямые призывы «уничтожить», «ликвидировать», «расчленить» нашу страну. Причем, эта ненависть не зависит от партийной принадлежности. Практически единогласно принимались все решения по направлению вооружения Украине. Кто будет останавливать этот процесс?
Если вернуться к рационализму, то здесь тоже немало вопросов, которые Дамер обошел в своем анализе. У него Китай и Россия – два самостоятельных противника, не связанных между собой в ведущейся и предстоящих войнах. Но многие американские политики рассматривают две страны как ЕДИНЫЙ ВОЕННЫЙ КОНГЛОМЕРАТ! И у этих аналитиков есть на то основания. И как здесь может действовать примитивная бухгалтерия?
Анализ Дамера полезен для того, чтобы увидеть уязвимые места в рассредоточении американских военных ресурсов. А задача тех стран, кого Америка называет своими противниками, использовать эти уязвимые места в целях своей Победы!