ВОЗВРАТ К ПРИНЦИПУ НЕДЕЛИМОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ — ЭТО ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНАЯ СТРАТЕГИЯ НА БУДУЩЕЕ
Западу рано или поздно предстоит сделать экзистенциальный выбор
Неделимость безопасности, то есть осознанный отказ от обеспечения собственной безопасности за счёт и в ущерб безопасности других — это краеугольный камень всех договоренностей универсального характера на эту тему. Его претворение в жизнь предотвратило бы все глобальные конфликты последнего времени.
Сохранение НАТО по завершении «холодной войны» и роспуска Организации Варшавского Договора стало первым серьезным нарушением этого принципа со стороны Запада.
Расширение НАТО на Восток стало вторым.
Размещение на территориях новых членов НАТО западных войск и вооружений стало третьим.
Приглашение в альянс Грузии и Украины — четвёртым. Напомню, Грузия напала на Южную Осетию спустя четыре месяца после приглашения. Украина совершила под прикрытием НАТО госпереворот со всем тем, что последовало затем.
Возврат к принципу неделимости безопасности — это не переговорная позиция России, но единственно возможная гарантия неповторения конфликтов в будущем. Это единственно возможная стратегия на будущее.
И это тот раскол, который наблюдается в подходах Запада. Чуть более внятные высказывания Макрона в пользу новой архитектуры безопасности после завершения украинского конфликта и чуть более вялые комментарии на этот счёт Шольца говорят о том, что в более ответственно ведущих себя Франции и Германии сохраняются остатки здравого смысла и чувства самосохранения.
Но «новобранцы» продолжают вести себя абсолютно безответственно. Заместитель министра иностранных дел Польши Яблоньский назвал обсуждения гарантий безопасности для России среди стран — участниц Европейского союза «стратегической ошибкой». Страны Балтии, предприняли дипломатический демарш, выразив озабоченность из-за заявления Макрона, который уже поддержали та же Польша, а также Словакия с Чехией.
Итак, Западу рано или поздно предстоит сделать экзистенциальный выбор — продолжать в нарушение собственных глобальных обязательств обеспечивать безопасность только для себя либо признать, что эта самоубийственная стратегия себя исчерпала и что придётся возвращаться к принципу неделимости.
2022 год стал в этом смысле точкой невозврата в прежний мир, где на словах заявлялось одно, но в делах происходило совершенно другое. Поляки и прочие прибалты были перебежчиками из мира блокового противостояния в мир единственного «блока вседозволенности». Оказалось, что это фикция. Оказалось, что для военной, экономической, энергетической, информационной, продовольственной и гуманитарной безопасности блоковых подходов надолго не хватает. Как не хватает ее и на всех, если под «всеми» понимаются только присягнувшие в верности и сдавшие суверенитет сильным мира сего.
Западу предстоит сделать экзистенциальный выбор между собственным эгоизмом и реальной ответственностью за происходящее. И этот выбор либо станет вкладом в общее дело, либо останется в истории как самая большая ошибка в новейшей истории человечества, лишившая его того самого устойчивого развития. Но для правильного выбора тем западным странам, которые участвовали в создании ООН, разработке Хельсинкского акта СБСЕ и Парижской хартии для новой Европы, предстоит справиться с перебежчиками.