ИДЕТ ВОЙНА ЗА ЦЕННОСТИ И ИДЕИ
Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве
XIII Международная ялтинская конференция проведена журналом «Международная жизнь» при поддержке МИД России 26-30 сентября 2022 года, г. Ялта, Республика Крым
Хотел бы поблагодарить участников нашей конференции. Несмотря на объективные сложности, связанные с логистикой, загруженностью и напряженным ритмом рабочего графика, вы нашли возможность приехать сюда — на эту благословенную землю, в Крым. Большое вам спасибо!
Не так давно один известный российский эксперт дал интервью, которое я прочел не без удивления. Вот цитата: «Вообще в американской книге правил, на которой основан мир, нашей «красной линии» нет. Поэтому единственное, что может остановить Соединенные Штаты в этой ситуации — это страх, собственный страх перед следующим шагом. Вот и все, больше нет ничего». Меня насторожила мысль о том, что реально существует американская книга правил, на которой основан мир. И наш уважаемый эксперт сообщает об этом совершенно серьезно.
Сегодня мы говорим о том, что Европа не суверенна. А США суверенны? Все ли от них зависит? Конечно, нет. И признавать, что весь мир зависит от них, значит заведомо ставить себя в ложную ситуацию. Может быть, весь мир зависит от транснациональных компаний? Об этом тоже много говорили. Возникает и тема «коллективного Байдена». Но о каком «коллективном Байдене» может идти речь? Байден — маленькая марионеточка, больная, по-своему несчастная.
Был этап, когда мы понимали, что миром управляет глобальная экономика. И тот, кто правит глобальной экономикой, тот правит миром. Сегодня миром правит тот, кто правит идеями и ценностями, а не транснациональные компании. Видимо, прагматикам и рационалистам это сложно понять. В упомянутом интервью прослеживается мысль, что США совершенно нет дела до Европы, Украины. И все «красные линии», которые мы чертим, в этой парадигме для них не имеют никакого значения. Да, для Америки не имеют, а для того, кто реально хочет править миром, имеют значение, потому что идет война за ценности и идеи.
Хотелось бы, чтобы мы задались вопросами, которые имеют отношение к глобальной политике. Симплификация всего того, что происходит, конечно, приводит к неправильным выводам? Напугать Америку можно, а тех, кто правит миром, нет?
Далее, еще об одной очень важной вещи, которая касается тенденции развития событий на Украине. От ответа на вопрос, кто такие русские и украинцы — две части одного народа или два отдельных братских народа, — зависит вся идеологическая, просветительская, образовательная, информационная работа в России, на Украине, в ближнем и дальнем зарубежье. Это прежде всего проблема освещения общей истории. Это вопрос национальной идентичности, а значит, национальной безопасности. Известна позиция Президента России, который не раз публично говорил о том, что русские и украинцы — один народ, единое целое. Эти слова не дань какой-то конъюнктуре, текущим политическим обстоятельствам. Это его убеждение.
В то же время в нашем политическом и общественном дискурсе, иногда не видя особой разницы, в одном случае считают нас единой Святой Русью, в другом — двумя братскими народами. А разница есть. Например, в школьных учебниках должна быть заложена определенная идея: либо это два отдельных, пусть близких по культуре, по цивилизационному признаку народа, либо это единый народ.
Богатство русского языка, как нас учили еще в МГУ, пополняется диалектами. Без них язык иссыхает, теряет динамику развития. Поэтому необходимо определить природу мовы — украинского языка. Ведь сейчас стоит вопрос: стоит ли за госбюджет открывать школы, где преподается украинский язык?
Хотелось обсудить этот очень важный контекст для нашего дальнейшего развития. От ответа на данный вопрос зависит, как мы будем работать в информационном пространстве, образовании, чтобы у нас не наступила, как говорил Егор Кузьмич Лигачев, идеологическая растерянность. Если мы не определимся, то потом, когда будем составлять учебники, снимать документальные или художественные фильмы, неизбежно будем впадать в идеологическую растерянность.
И в завершение, на литургии в день великого двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня было такое песнословие: славен Крест Господень: оружие мира, непобедимая победа! Так, наши российские воины взяли на себя вот этот крест, который в итоге должен быть оружием мира и непобедимой победы.