ПРАВИТЕЛЬСТВО МИШУСТИНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ УВЕРЕННЫЙ ПРОГРЕСС РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
Усилия для поддержания и развития российской промышленности
Успешные макроэкономические результаты 2022 года (ВВП сократился лишь на 2.1%, промышленное производство – на 0.6%, реальные доходы населения – на 1%) во многом вызваны энергичными и эффективными действиями правительства Мишустина по поддержке экономики.
В частности, в рамках только программы кредитной поддержки, запущенной в марте, почти 800 системообразующих предприятий получили 1.2 трлн.руб. льготных кредитов – для авральной перестройки логистики, создания запасов комплектующих, поиска новых рынков сбыта, сохранения рабочих мест и в конечном итоге – поддержания не только хозяйственной, но и социально-политической стабильности.
При этом государство использовало на субсидирование кредитов (по итоговой ставке менее 11% годовых) лишь 42,5 млрд.руб.: таким образом, каждый бюджетный рубль обеспечил более 28 руб. кредитов.
По аналогичным программам для малого и среднего бизнеса через региональные фонды 850 малых и средних предприятий получили кредиты на более чем 300 млрд.руб..
В этом году правительство Мишустина дополнительно направит на эту программу ещё 21,5 млрд.руб..
Однако едва ли не более важным решением представляется увеличение премьером Мишустиным аванса по госзакупкам на 2023 год с 30 до 50%.
Это касается финансирующихся из федерального бюджета госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, но регионам рекомендовано применять эту норму и к контрактам, финансирующимся из их бюджетов.
Для госконтрактов с казначейским сопровождением, касающихся капитального строительства на новых территориях, аванс увеличен до 90%.
Это решение премьера Мишустина защищает контрагентов государства от произвола банков, завышающих проценты по кредитам как раз на величину прибыли участников госконтрактов (а то и выше ее, из-за чего они работают в убыток), и эффективно защищает значительную часть российской экономики от либерального вымаривания искусственно созданным денежным голодом. В то же время казначейское сопровождение госконтрактов представляется надежной защитой от всевозможных злоупотреблений и простых ошибок.
Принципиально важно, что правительство Мишустина расширяет сферу поддержки инвестиционных проектов в приоритетных отраслях и на химическую промышленность. В ближайшие 2 года на субсидии производству мало- и среднетоннажной химической продукции, включая компоненты для строительных и дорожных покрытий, а также бытовой химии будет направлено 2,5 млрд.руб..
При этом ограничения на максимальный объём поддерживаемых инвестиций, объективно сдерживающих развитие, заменяются установлением лимита субсидируемой части займов в 8 млрд.руб. (при этом общая стоимость инвестпроекта должны быть не менее 150 млн.руб., — то есть вводится ограничение не максимального, а, напротив, минимального объёма вложений, а сам проект должен быть включен в перечень комплексных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности).
Кроме того, правительство Мишустина разрабатывает принципиально новый режим поддержки промышленности на основе создания кластеризованных промышленных зон с налоговыми льготами, обеспечением доступного кредита и гарантированного спроса.
Не менее важным является то, что никто не почиет на лаврах. Наглядным признаком понимания высокой неопределенности условий развития России в 2023 году представляется увеличение резервного фонда правительства, сокращенного было при составлении бюджета этого года, более чем на 154,5 млрд.руб. – за счет не использованных в прошлом году остатков средств федерального бюджета, включая 3,7 млрд.руб. не забранных регионами целевых субсидий.
Таким образом, прилагая огромные и нарастающие усилия для поддержания и развития российской промышленности, правительство Мишустина эффективно и разумно готовится и к возможным неожиданностям, по понятным причинам не поддающимся прогнозированию.