Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ВОПРОС О КРИЗИСЕ НАДО АДРЕСОВАТЬ ШОЛЬЦУ И СУНАКУ

25.07.2023 – 01:20 Комментарии

Леонид Григорьев

Эксперт

Об экономических перспективах планеты


— Отчет Всемирного банка, вышедший 6 июня, получился безрадостным. Развитие мировой экономики замедлится до 2,1 процента. Есть риск финансового кризиса. Как вы оцениваете реалистичность расчетов ВБ?

— Средние темпы роста мировой экономики замедлялись уже дважды в недавнем прошлом. Первый раз замедлялись Япония и Европа после 1975 года, причем заметно. Потом был тяжелый удар 2008‒2010 годов, после чего опять было видимое замедление. Тогда обстановка уже стала немножко тревожной. Ощутимо сократилась норма накопления в большинстве стран. Поскольку замедлился Китай, который много лет был драйвером всей мировой экономики, хуже стало всем. Но самым страшным после 2008‒2010 годов было не замедление. Начало разваливаться глобальное управление экономикой.

Надо понимать, что важнейшие проблемы с темпами роста и усугубление глобальных трудностей назрели еще до 2020 года, до того, как пришел ковид и сложилась нынешняя неприятная ситуация. ООН провел оценку успехов устойчивого развития с 2015 до 2020 года. Этот доклад пока не опубликован, но он написан и разослан станам-участницам. Там никаких восторгов по поводу развития до 2020 года нет.

Если искать какой-то образ, то отдельные вагончики поезда мировой экономики начали серьезно замедляться уже лет пятнадцать назад. В 2020 году в этот поезд сбоку въехал коронавирус, в 2021 году под колеса легла инфляция, а в 2022-м санкции окончательно нарушили логику общего движения. Все это привело к существенной дезориентации и на уровне компаний, и на уровне правительств.

На 2023 год мы имеем следующее: фирмы дезориентированы, потому что непонятно, куда вкладывать, в частности куда «разрешено». На рост рассчитывать не приходится, туда нельзя — там инфляция, сюда нельзя — там санкции. На уровне правительств никто до конца не понимает, как решать проблему с дефицитами бюджетов и инфляцией. Финансовые власти мира, а это центробанки с минфинами, Федеральной резервной системой США и МВФ, пытаются понять, то ли им надо поднимать ставки и тормозить инфляцию, то ли снижать ставки и стабилизировать финансовые рынки. Но никто не признается, что они этого не понимают.

Это необычная ситуация. Такого быстрого роста цен, какой происходит с лета прошлого года, не было с 1980-х. Но тогда была другая экономика. Поэтому сейчас никакие математические модели, лежащие в основе экономической статистики, не имеют статистического материала, на котором можно было бы как-то смоделировать сегодняшнюю ситуацию. Что будет? Как будет? Мы этого не знаем. Современные экономисты, включая бреттон-вудцев и все респектабельные аналитические конторы, продолжают как ни в чем не бывало советовать то поднять ставки, то опустить, то ускоряться, то замедляться. Но они объективно не могут знать, что сейчас надо делать. То, что они в этом не признаются, это понятно. Но надо со скепсисом относиться к тому, что с начала года все прогнозируют. Ситуация сейчас невиданная. Она очень неприятная. Но не какая-то катастрофическая.

Что сейчас происходит? Происходит торможение мирового роста примерно с уровня три процента, это был такой равновесный уровень, до 2,2 процента. Что значит замедление? Это означает, что в структуре ВВП начинает сокращаться один из трех показателей, ну или все три: то ли потребление личное, то ли государственные расходы, то ли капиталовложения. Пока сокращаются капиталовложения. Личное потребление тоже не слишком растет — его придерживает инфляция. Оно где-то компенсируется ростом зарплат и доходов, а где-то нет. Но в любом случае все попытки правительств направлены не столько на то, чтобы помочь людям поднять доходы и удержать уровень потребления, сколько на то, чтобы сдержать инфляцию. А тогда надо не стимулировать экономическую активность и раздачу денег, а наоборот, тормозить.

Сейчас мы находимся на перекрестке дорог. Рискну предположить, что на этом перекрестке мы промучаемся по крайне мере два года — 2023-й и 2024-й. При этом ясно только то, что мы не знаем, когда, как и вообще будет ли ослабление политических факторов давления на экономику. Пока геополитика не сулит ничего оптимистического. Сейчас весь мир живет и планирует примерно до американских выборов. 2023-2024 год — это некий разумный горизонт прогнозирования. Дальше вообще заглядывать боятся.

Но все прогнозы экономической активности и роста ВВП, какие есть, они блеклые и низкие. Китай с десяти процентов роста съехал на пять процентов. Америка обещает замедлиться до полутора-двух процентов. Но у них был довольно сильный подъем в 2022 году, и в 2023-м, прямо скажем, не катастрофа. Инфляция — да, но все равно они прилично росли. После обрушения 2020 года многое сейчас происходит в убыток Европе и на пользу США. То же перенаправление энергоносителей из США в Европу вместо нас — все какая-то выгода. Конечно, наиболее тусклая картина в Европе.
Но это общая ситуация. Мы сидим на развилке — это не значит, что обязательно будет большой кризис. Экономисты топчутся: может быть, банковский кризис, может быть, все-таки будет в третьем квартале. Но это все только может быть. До третьего квартала доживем, посмотрим.

Полная версия этого материала доступна только подписчикам

Беседовала Ольга Андреева

Метки: ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>