«СТРОИТЬ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ НА ОСНОВЕ АГРЕССИВНЫХ ЛОЗУНГОВ – ЭТО ПУТЬ В НИКУДА»
Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел РФ перед студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО по случаю начала учебного года
Уважаемый Анатолий Васильевич,
Уважаемый Александр Владимирович,
Ваше Превосходительство Посол ОАЭ М.Ахмад аль-Джабер,
Коллеги, друзья,
Традиция есть традиция. У нас много «новогодних» праздников. Сегодня особый день для всех, кто был причастен к учебе в МГИМО, и сейчас работает в МИД, на других направлениях государственной службы, в науке, журналистике, бизнесе. Всегда стараемся отметить 1 сентября откровенным разговором о делах, которые решает Министерство иностранных дел. Студенты вуза по естественным причинам проявляют интерес к этому. Хотел сегодня провести разговор максимально интерактивно. Не буду делать долгое вступление.
Если вы поступили в Университет, значит, интересуетесь международными отношениями, внешней политикой. Мировые дела находятся сейчас в непростом состоянии. Причина всем известна – желание США и их союзников, которых они «подмяли» под себя, править всем миром, навязать свое однополярное мироустройство с тем, чтобы, как подчеркнул Президент России В.В.Путин, и далее собирать с человечества «дань», т.е. жить в неоколониальной парадигме, когда Запад существовал за счет эксплуатации других. Они стремятся убрать «с дороги» всех, кто не согласен с таким подходом, диктатом Запада, выступает за честное сотрудничество, равноправное взаимодействие и уважение друг друга.
Россия сейчас находится именно в таком состоянии. Мы – объект приложения агрессивной политики Запада с тем, чтобы сдержать нас и созидательное развитие. Для этого создают угрозы на границах нашей страны. В качестве инструмента выбран украинский режим. Для того чтобы он выполнял отведенную ему самоубийственную функцию, прощается всё, включая неонацистское поведение, теорию, практику, которые заключаются в том числе в открыто объявленной политике уничтожения всего русского. Деятели режима В.А.Зеленского говорят, что истребление может быть и юридическим, и физическим.
Всё это не вызывает никакой реакции на Западе, т.к. украинский режим выполняет функцию сдерживания России как самостоятельного игрока, не желающего подчиняться парадигме однополярного мира. Мы не одиноки в этом. Специальная военная операция предала мощный импульс движению (итак вызревавшему в мировом сообществе) к справедливости и многополярности. Страны Глобального Юга, Мирового большинства больше не хотят жить по правилам, придуманным и всем навязываемым «золотым миллиардом» под руководством США.
После недавнего саммита БРИКС в августе с.г. Президент Франции Э.Макрон на совещании с французскими послами за рубежом признал, что Глобальный Юг уже не хочет полагаться только на Запад и становится все более самостоятельным. Лучше делать такие признания поздно, чем никогда. Пока это далеко не доминирующая тенденция в западной политической мысли и практике. Они продолжают грозиться нанести России стратегическое поражение «на поле боя».
Говоря о дипломатии современного периода, многие (в том числе некоторые наши политологи), начинают сокрушаться по поводу того, что профессия дипломата утратила свою актуальность, т.к. раньше были Брюссель, Женева, Вашингтон, Нью-Йорк, Вена и другие столицы, а сейчас Россия изолирована, отрезана от всех магистральных тенденций развития мировых дискуссий. Мол, жаль дипломатов, им придется прозябать в кабинетах, читая газеты. Это говорят те, кто следует старому принципу «когда говорят пушки, дипломатия молчит». Дипломатия молчит только с теми, кто хочет с нами разговаривать «пушками». На это у нас есть свои «пушки» без всяких разговоров. Остальные общаются с нами уважительно, на равноправной, взаимовыгодной основе. Развиваем отношения, ищем конкретные, созидательные проекты.
Когда говорят об изоляции России притом, что 85 процентов населения мира живет в странах, которые не объявляли против нас никакие санкции и сохраняют с нами отношения, то это оскорбительно для них. Президент Украины В.А.Зеленский недавно заявил, что весь цивилизованный мир осуждает и изолировал Россию. Если весь цивилизованный мир в его понимании – «золотой миллиард», значит, страны Азии, Африки, Латинской Америки являются для него нецивилизованным миром. Менталитет Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля, который сказал, что Европа – «цветущий сад», а остальные – «джунгли», проник глубоко в мышление нынешнего украинского режима. У нас хорошие планы. Всем хорошо видно, что Россия находится на подъеме своей внешней политики в тех направлениях, где есть встречное движение.
Состоялся саммит Россия-Африка. Есть хорошие результаты. Сейчас они воплощаются в жизнь, готовится перечень конкретных поручений Президента, несколько бизнес-миссий в страны Африканского континента из Москвы и других регионов, чтобы определить перспективные направления практического взаимодействия. Среди примеров укрепления многополярности упомяну саммит БРИКС, по итогам которого шесть новых стран присоединились к объединению, включая ОАЭ (от души поздравляю г-на Посла М.Ахмад аль-Джабера). Если прежняя «пятерка» объединения по паритету покупательной способности превосходила «Группу семи» на 5-6 процентов, то сегодня, учитывая вступление новых членов, добавляется более 7 трлн. Разрыв между «новым» БРИКС и «семеркой» увеличится еще больше.
Тенденция будет развиваться, это объективный процесс. Профессиональные экономисты это видят, понимают и заинтересованы в том, чтобы каким-то образом гармонизировать интересы всего мирового сообщества. США и их союзники вместо того чтобы откликнуться на новые тенденции расширением взаимовыгодных контактов, поиском путей обеспечения баланса интересов во всех сферах (включая экономику и финансы), стараются выстраивать препоны на пути развития региональных процессов, инициатив по формированию альтернативных платежных механизмов, чтобы не зависеть от капризов тех, кто сейчас имитируют резервные валюты.
Идет столкновение конструктивных процессов, опирающихся на международное право и, прежде всего, на принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи, особенно на самое главное положение, где сказано, что всемирная Организация основана на суверенном равенстве государств. Этот принцип никогда не признавался Западом. Они никогда его не воплощали в жизнь ни в одном из своих начинаний. Всегда стремились «подминать» под себя любые международные процессы. Будет достаточно длительным столкновением тех, кто хочет справедливости, причем на основе не придуманных желаний, а принципа суверенного равенства государств, с теми, кто желает править по своим «правилам» (в нашем понимании – по «понятиям»).
Формирование многополярного мироустройства займет продолжительный период. Может, будет относительно длительная историческая эпоха, но этот процесс объективен, неостановим. Курс Запада, нацеленный на то, чтобы попытаться затормозить ход истории, принесет только дополнительные конфронтационные ситуации и сложности для мирового сообщества. Распутывать все это придется дипломатам.
Существует экономическая, парламентская, научная (сегодня приобретает особое значение) дипломатия и по линии общественных организаций. Всё это мы стараемся учитывать в своей работе. На всех направлениях созданы специальные механизмы взаимодействия Министерства с различными кругами нашего политического класса, научных экспертов и экономистов-практиков, занимающихся международными вопросами. Выстраиваем свою линию не против США и Запада. Президент России В.В.Путин не раз говорил, что не мы хотим «угробить» доллар, а Вашингтон перестает обеспечивать роль валюты, которая была приемлема всем. Мы будем развивать отношения с теми, кто готов к этому на основе равноправия и поиска честного баланса интересов.
Именно в таком ключе, на основе консенсуса, без ведущих и ведомых, учителей и учеников работают ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС. Шанхайская организация сотрудничества, как и БРИКС, становится всё более притягательной для развивающихся стран в силу принципов своей работы и направлений, которые через формирование консенсуса согласовываются в экономической, гуманитарной, финансовой и многих других областях, в том числе в контексте логистической, транспортной связанности.
Шанхайская организация сотрудничества – опора Большого Евразийского партнерства, о котором говорил Президент России В.В.Путин. К участию в нем приглашены ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и другие объединения и страны, расположенные на нашем общем, едином, огромном евразийском континенте. Это Богом и историей данные конкурентные преимущества в современных условиях, когда центр развития мировой экономики и финансов перемещается в Азию. Не использовать естественные, очевидные возможности евразийского континента будет означать только упущенную выгоду по соображениям некой политической целесообразности. Мы за другие формы взаимодействия.
Надеюсь, что этот прекрасный институт, наша альма-матер поможет удовлетворить все ваши интересы к познанию нового. Будет всячески поощрять самостоятельное мышление в каждом из студентов. Ждем тех, кто после выпуска из МГИМО решит поступать на работу в Министерство иностранных дел России. Привилегий не обещаем, но по-честному будем оценивать качества и способности.
Вопрос: Как Вы уже упоминали, одним из важнейших и ярких политических событий стал саммит Россия-Африка, состоявшийся в июле с.г. в Санкт-Петербурге. Там были заключены декларации о совместном сотрудничестве в разных сферах, в том числе в информационной безопасности, о неразмещении оружия в космосе. Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то программы партнерства с африканскими странами, которые будут и уже заключены?
С.В.Лавров: Вы в значительной степени ответили на свой вопрос, перечислив итоговые документы. Они действительно важные, не только декларируют намерения работать сообща в различных областях, но и предполагают конкретные действия. По экономической тематике готовится несколько бизнес-миссий в регион.
Что касается продовольственной безопасности. Организуется практическая работа по реализации безвозмездных поставок до 50 тыс. тонн российского зерна в шесть наиболее нуждающихся африканских стран (каждому государству), как это анонсировал Президент России В.В.Путин на саммите Россия-Африка. Причем мы оплачиваем накладные расходы и доставку этой безвозмездной партии.
Будем развивать наши отношения через постоянно действующий форум Россия-Африка. Кроме того, в России при нашем Министерстве действует его Секретариат, Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки, занимающаяся практическими проектами. «На полях» саммита состоялось много контактов по линии наших бизнесменов, государственных корпораций, частных компаний со своими африканскими партнерами. Были намечены абсолютно конкретные планы, которые будут реализовываться. Будем подробно о них рассказывать.
Упомяну также тему, на которую не очень обратили внимание. Африканские страны направили делегацию из семи президентов в Россию еще в июне с.г. за месяц до саммита для того, чтобы поделиться своими соображениями о том, как развивается ситуация вокруг Украины и как способствовать тому, чтобы эта ситуация получила справедливое разрешение. Президент В.В.Путин в Санкт-Петербурге провел с ними специальную встречу. Договорились искать совместные пути продвижения не односторонних позитивных подходов, а которые учитывали бы интересы прежде всего в сфере безопасности всех государств, а не только одной страны и одного военно-политического блока. В развитие этой договоренности «на полях» саммита Россия-Африка состоялась еще одна встреча Президента России В.В.Путина со своими коллегами из инициативной группы Африканского союза, по итогам которой было принято заявление. Оно опубликовано, но привлекло мало внимания. В нем мы отметили необходимость решения гуманитарных проблем, которые особо интересовали наших африканских друзей. Имеется ввиду поддержка давно идущего процесса обмена пленными, учета интересов детей в ходе конфликта (чем мы тоже давно занимаемся). Там же было упомянуто о необходимости «разрулить» ситуацию с «черноморской инициативой», которая была приостановлена 17 июля с.г. в силу невыполнения российской части этой сделки. Вместе с африканскими лидерами призвали к тому, чтобы все те обещания, которые давались России, были выполнены. Как сказал Президент В.В.Путин, в тот же день, когда это состоится, будем готовы возобновить и украинскую часть этого «зернового пакета».
Безусловно, у нас есть План действий между Правительством Российской Федерации и Комиссией Африканского союза. Существуют разветвленные отношения и механизмы с Африканским союзом по политическим вопросам, включая диалог по содействию урегулирования различных конфликтов на африканском континенте. В целом ряде этих механизмов Россия участвует. В частности упомяну регион Великих озер, где мы являемся участниками специально созданной конференции. Об этом можно говорить долго. Сделали подробное сообщение на сайте МИД. Уверен, Вы найдете там дополнительные детали.
Вопрос: Вы упоминали ЕАЭС. Возник логичный вопрос. Как известно в 2023 г. Россия председательствует в органах Евразийского экономического союза. Основные задачи страны в его рамках В.В.Путин обозначил еще в декабре 2022 г. Среди них особое место занимает достижение экономической и технологической независимости от Запада. В чем Вы видите основные вызовы для ЕАЭС, а так же какие из направлений сотрудничества в рамках организации представляются наиболее перспективными и приоритетными в ближайшие годы?
С.В.Лавров: Эти направления определены в решениях Евразийского экономического союза, Высшего Евразийского экономического совета, Совета глав правительств. Они нацелены на реализацию взаимовыгодных проектов в самых важных для наших стран областях. Причем таким образом, чтобы эти проекты не зависели от механизмов обслуживания международных экономических связей, контролируемых США и их союзниками, включая и «резервные валюты», и доллар, и евро, и йены. Это ненадежная валюта. В 2022 г. 76% взаиморасчетов и торговли между странами-членами ЕАЭС осуществлялась не в долларах, а национальных и дружественных валютах. В этом году стремимся к 90%.
При создании Евразийского экономического союза процесс дедолларизации не выдвигался как самостоятельная цель. Но действия Соединенных Штатов нарушили все продвигавшиеся долгие десятилетия принципы функционирования рыночной экономики. В этой ситуации мы должны обезопасить себя от произвола, капризов. Все понимают, что будет завтра. Сегодня Россия – главный объект американских и западных санкций, поскольку ведет себя достаточно самостоятельно. А завтра будет любой другой. Непонятно за что будет объявлено «наказание». Все это понимают. Тенденция перехода на альтернативные платежные системы, методы расчетов неотвратима.
На саммите БРИКС Президент Бразилии Л.да Силва активно продвигал идею создания отдельной самостоятельной независимой валюты для стран-членов. В свое время, когда он избрался в очередной раз, предлагал сделать то же самое для всего региона Сообщества Латиноамериканских и Карибских стран. Все исходят из того, что на данном этапе переходить сразу к этому процессу достаточно проблематично, т.к. не накоплен опыт работы за пределами долларовой системы. А он будет накапливаться по мере использования во взаиморасчетах национальных валют. Это почти 90% ЕАЭС. У нас существенно и быстро растет эта доля в торговле с Китаем, Ираном, Индией и другими нашими партнерами, которые не хотят следовать указаниям Запада и прерывать с нами сотрудничество. Наоборот взаимодействие с этими странами растет. Если брать всех членов ЕАЭС в абсолютном выражении цифры достаточно уверенно набирают темп.
Приоритеты российского председательства в ЕАЭС были изложены. Они касаются и цифровизации экономики, и технологического суверенитета, развития взаимодействия в сфере информационно-коммуникационных технологий, продовольственной, энергетической безопасности. Всё это одобрено и реализуется. Надеюсь, что к концу этого года сможем подвести итоги, которые будут отражать успешное решение поставленных в этом контексте вопросов в интересах всех стран, входящих в ЕАЭС. К союзу сохраняется интерес и некоторых других наших соседей. Мы его активно поддерживаем.
Вопрос (перевод с английского): В соответствии со второй Йоханнесбургской декларацией саммита БРИКС, ОАЭ были приглашены присоединиться к объединению с 1 января 2024 г. Какое влияние это решение «пятерки» окажет на БРИКС в целом и на двусторонние отношения между Россией и ОАЭ?
С.В.Лавров (перевод с английского): Ответ прост. Это окажет позитивное влияние, как на наши двусторонние отношения, так и на сотрудничество ОАЭ с остальными членами БРИКС. Объединенные Арабские Эмираты в 2022 г. стали для России торговым партнером номер один во всем арабском мире и Лиге арабских государств. Товарооборот составил около 9 млрд долл в 2022 г. и продолжает расти. Причиной этого успешного сотрудничества стало то, что и Объединенные Арабские Эмираты, и Россия исходят из национальных интересов и не потерпят никакого давления в ущерб себе и интересам своих экономик и наших народов. Будущее у нас светлое.
Как я понимаю, сегодня мы будем участвовать еще в одной церемонии совместно с послом ОАЭ в России и Вашим ректором – состоится открытие аудитории ОАЭ в МГИМО. Это является свидетельством начало новой главы нашего сотрудничества.
Вопрос: Россия уже не первый год находится под западными санкциями. Как наша страна с этим справляется? Какие зарубежные партнеры нам в этом помогают?
С.В.Лавров: Сегодня уже частично касались этой темы. С этим нужно справляться, полагаясь только на себя.
Расчеты тех, кто сокрушается по поводу обрушения наших отношений с западными коллегами, на то, что всё когда-нибудь «вернется на круги своя», построены «на песке». Линия Запада, провозглашенный курс с целью нанесения России стратегического поражения в обозримом будущем никуда не исчезнет. Мы это прекрасно понимаем.
В любом случае, если вдруг по какому-то непонятному велению свыше Запад предложит нам вернуться к более или менее нормальным контактам, уже будем думать, стоит ли нам это делать. Если и стоит, то в каких областях. Не будем идти на взаимодействие с Западом в тех сферах, от которых во всех смыслах зависит наша безопасность: и военно-политическая, и экономическая, и технологическая, и т.д. Это уже доказано опытом последних тридцати лет. Запад, не раздумывая, в любой момент, когда ему захочется сдержать твое собственное развитие, а именно в этом цель – сдержать развитие конкурентов, будет злоупотреблять всеми достигнутыми договоренностями. Ни одна из принципиальных договоренностей, заключенных с Западом после 1991 г., не была выполнена. Поэтому нельзя верить на слово. Нельзя верить и тем подписям, которые Запад ставил на многочисленных документах.
Мы преодолеваем трудности. Конечно, они есть и очевидные. Никто с этим не может спорить. Они существенные и еще будут усугубляться, насколько можно судить по статистическим данным. Правительство России под руководством Президента В.В.Путина, который регулярно проводит совещания по тем или иным отраслевым вопросам, связанным с экономическим развитием страны, делает всё возможное. Эти усилия дают позитивный результат.
В России сократилась безработица, нет дефицита товаров, ожидается достаточно приличный экономический рост, учитывая обстоятельства в которых его обеспечиваем. Видим, что реализуются новые проекты в сфере инвестиций, транспорта. Эти проекты будут теснее нас связывать со странами, в порядочности и договороспособности которых мы не сомневаемся. Это прежде всего наши восточные и южные соседи.
В «договороспособности» и «порядочности» Запада мы уже убеждались не раз. Наш вывод однозначен. Когда «захотят», будем смотреть и решать, стоит ли, а если стоит, то в каких областях и в каком объеме.
Планы и точные цифры развития сотрудничества с КНР, Индией, ОАЭ, Ираном, Саудовской Аравией, многими африканскими странами, особенно государствами Северной Африки (боюсь кого-нибудь обидеть, всех не перечислить) конкретны, реалистичны, уже дают впечатляющий результат с точки зрения наращивания товарооборота, объема инвестиций и контактов в других сферах, в том числе культурные, гуманитарные, спортивные связи.
То, что сейчас делают в Международном олимпийском комитете, – это издевательство над здравым смыслом, над Олимпийской Хартией. Президент России В.В.Путин тоже на эту тему говорил. Это вынуждает искать другие формы развития независимого, деполитизированного, состязательного (по-честному) спорта. Когда видишь цель и добиваешься ее, всегда получаешь успех. МГИМО учит именно такому подходу к жизни.
Вопрос: Не так давно, 10 мая с.г. была проведена четырехсторонняя встреча глав МИД Турции, России. Ирана и Сирии по вопросу урегулирования турецко-сирийских отношений. В июне с.г. Россия предложила «дорожную карту» по нормализации отношений между двумя странами. Как Вы считаете, какие есть перспективы у восстановления дипломатических отношений между Турцией и Сирией? Реально ли на эту минуту в ближайшей перспективе прийти к договоренности, консенсусу о прекращении присутствия турецких войск на территории САР?
С.В.Лавров: Процесс нормализации отношений между Турцией и Сирией начался еще в прошлом году. С обеих сторон было высказано пожелание наладить контакты. Было решено начать их со встреч по линии министерств обороны и специальных служб. Они состоялись в декабре 2022 г. Изначально было условлено, что это будет подготовкой к встрече по линии министерств иностранных дел с прицелом на подготовку саммита. В тех процессах участвовали Турция, Сирия и Россия. Учитывая, что иранская сторона вместе с нами и турками активно участвует в качестве члена «тройки» Астанинского формата по сирийскому урегулированию, то иранцы тоже выразили заинтересованность подключиться и к формату, занимающемуся созданием условий для нормализации отношений между Дамаском и Тегераном.
В апреле с.г. состоялась встреча на уровне заместителей министров иностранных дел в формате «четырех», подготовившая встречу министров иностранных дел четырех стран, состоявшуюся в Москве. Здесь мы приняли заявление, выразив нашу заинтересованность в том, чтобы разработать «дорожную карту» нормализации между Сирией и Турцией. В июне с.г. мы передали проект документа всем нашим коллегам. Сейчас он находится на рассмотрении, продолжаются контакты по приведению его к общеприемлемому состоянию, когда он мог бы быть одобрен.
Сложности есть. Вы упомянули присутствие турецких войск на севере САР. Этот факт. Но отмечу, что во всех документах Астанинской «тройки», которая после каждой своей встречи принимает совместное заявление, говорится, что все мы, включая Иран, Турцию и Россию, уважаем суверенитет и территориальную целостность САР и выступаем против любых попыток стимулировать сепаратистские тенденции в этой стране. Турция всё время подписывается под этими документами.
Другое дело, что турки объясняют свое присутствие сохранением террористической угрозы на севере Сирии и считают, что пребывание там их военного контингента решает задачу недопущения «перелива» террористической угрозы из Сирии на юг Турецкой Республики.
Давно занимаемся этим вопросом. Еще до того, как начались консультации в упомянутом формате, мы в неформальных контактах предлагали вернуться к философии 1998 г., когда было подписано Аданское соглашение между Турцией и Сирией. Оно предполагало, что имеется террористическая угроза. Для того, чтобы ее купировать, Турция будет иметь право по согласованию с Дамаском направлять свои антитеррористические структуры на определенную глубину сирийской территории. Это соглашение продолжает действовать, никто его не денонсировал. Нужно договариваться о том, какая может быть глубина подобных операций, какова процедура их начала, проведения и завершения. Сама идеологическая база существует. С этим согласны все участники упоминаемого процесса – Россия, Сирия, Турция и Иран.
Еще одна причина, которая не может не приниматься во внимание, когда говорим на эту тему, – незаконная деятельность Соединенных Штатов на северо-востоке Сирии. Именно США в решающей степени подпитывают сепаратизм радикальных курдских организаций, которые собственно и обозначаются турками в качестве угрозы для своей безопасности. Эти процессы связаны.
Соединенные Штаты оккупировали значительную часть северо-востока САР. Причем это самые главные нефтеносные районы, места производства зерна. Энергетическая и продовольственная безопасность независимого государства – члена ООН – напрямую уже много лет подрывается США, вывозящими оттуда через Ирак нефть. Вырученные деньги тратят на обустройство этих территорий, где поощряют создание квазигосударства курдов. Причем захватили уже не только традиционно исторические земли курдов, но и часть территории, где всегда проживали арабские племена. Это – опасная ситуация, «мина замедленного действия». Особенно учитывая, что курдский вопрос актуален не только для Сирии и Турции, но также для Ирана и других стран.
Постоянно призываем всех наших партнеров, сохраняющих каналы диалога с США, обращать на это внимание.
Для оккупированной Соединенными Штатами части Сирии они сделали исключение из режима санкций, т.е. уже рассматривают эту свою оккупационную зону как независимое государство. Уверен, что наши арабские друзья это прекрасно видят и понимают сопряженные с этим риски и угрозы. Надеюсь, что в контактах ЛАГ и ССАГПЗ со своими западными коллегами эта тема не забывается.
Вопрос: Сегодня видим, как вопросы энергетической геополитики, дипломатии, поставок энергоресурсов становятся все более значимыми как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества.
В последнее время Россия перестраивает пути поставок энергоресурсов. Казахстан, имея свободные мощности по транзиту российского газа в страны Средней Азии, в том числе в Узбекистан, может способствовать расширению экспорта на Восток. Есть ли перспективы развития сотрудничества в газовой сфере с Казахстаном для дальнейшего развития экспорта в страны Азии? Если да, то какие?
С.В.Лавров: У нас с Казахстаном и многими другими нашими союзниками очень тесный, практический диалог, совместные проекты в этой сфере. Что касается Узбекистана, то у него есть дефицит природного газа. Мы договариваемся. Состоялся ряд контактов на уровне президентов России, Казахстана и Узбекистана о том, чтобы использовать транзитную систему Казахстана для удовлетворения потребностей Узбекистана. Для этого необходимо провести некоторые технические работы «на земле». Это вполне реализуемо и не займет длительное время.
Когда говорят об энергетической политике, часто упоминают проблему газификации самой производящей газ страны. У нас далеко не все еще решено в этой сфере. Есть соответствующие планы. На севере и востоке Казахстана проблема газификации тоже стоит достаточно серьезно. При развитии дальнейшего сотрудничества, согласовании планов всё это в полной мере учитывается. ЕАЭС и его ближайшие соседи для нас являются приоритетными.
У нас есть своя транспортная система для экспорта газа в КНР. Мы никому не создаем проблем. Потребности Китая таковы, что никто не останется «в накладе», никто не будет «выключен» из игры – ни Казахстан, ни Туркменистан, ни какая-то другая страна.
В рамках сотрудничества Россия-Центральная Азия в энергетической сфере есть полное понимание и целая серия конкретных проектов, перспективных, долгоиграющих. Они будут обеспечивать устойчивость наших экономик.
Вопрос: На Московской конференции по международной безопасности Вы упомянули процесс становления более справедливого и устойчивого мироустройства, а также постепенную дедолларизацию мировой экономики и торговли. Как много времени может потребоваться на данных тенденций по всему миру? Что может препятствовать этому?
С.В.Лавров: Это вопрос для докторской диссертации. Предсказать эти процессы невозможно. Это не вращение Земли, подчиняющееся законам астрономии, и не другие процессы в сфере точных наук. Многое зависит от роли личности в истории. Есть во главе какого-то государства определенная личность – яркая или серая. Вы ежедневно наблюдаете в телевизионных репортажах, в интернете, как многие личности, возглавившие то или иное государство, принимают решения, нацеленные исключительно на увековечение своего, как они считают, доминирования.
Есть личности, которые понимают необходимость объединять усилия ввиду того, что есть большое количество рисков и угроз для всего человечества и совладать с ними можно только сообща, вырабатывая такие методы их преодоления, которые будут отвечать интересам всех. Чтобы не получилось как с «зеленым переходом», который в Евросоюзе был объявлен «главной задачей дня». Стали сокращать инвестиции в добычу углеводородов, отказываться даже от атомной энергетики. Потом ветер подул не так, приливы были не очень сильными, солнце мало светило. Сейчас они это всё расхлебывают. Причем до сих пор заставляют страны Африки (и другие страны третьего мира, но особенно Африки) ускоренно переходить на «зеленую» экономику. Хотя сами уже давно по потреблению угля превысили все прежние показатели. Африканские страны в ответ на это говорят, что да, надо с климатом что-то делать и учитывать эти изменения (хотя стопроцентно ничего не доказано), но они напоминают, что если Запад хочет, чтобы они сейчас занимались «зеленым переходом», то давайте вернемся к обещаниям, которые были даны лет восемь назад на одной из конференций. Тогда Запад подписался под обязательством выделять 100 млрд долл. в год на содействие развивающимся странам для осуществления «зеленого перехода». Ничего не сделано.
Когда сейчас встречались в рамках БРИКС многие коллеги об этом вспоминали и сопоставляли эти обещания – 100 млрд долл. ежегодно (которые были просто забыты) и цифры, характеризующие помощь Запада Украине за последние 1,5 года. Думаю, все понимают, о чем идет речь. Сейчас в западных странах раздаются (постепенно и не очень громко, но все больше) трезвые голоса, призывающие искать компромиссы, договоренности, которые будут учитывать интересы и в сфере безопасности, и в сфере экономики всех без исключения государств, отказываться от диктата, который ни к чему хорошему ни разу в жизни не приводил.
Они говорят, что будут поддерживать Украину столько, сколько потребуется. На саммите БРИКС мы обсуждали это с коллегами в неформальной обстановке. Они у меня спросили: сколько, по моему мнению, Запад сможет защищать Украину, чтобы она победила «на поле боя»? Ответил, что гадать не могу, но в истории есть примеры. Посмотрите, сколько времени им потребовалось в Ираке, в Афганистане, чтобы добиться своих целей. Думаю, ответ понятен.
Строить внешнюю политику на основе лозунгов, причем таких агрессивных – это путь в никуда. Вернее, это путь к войне, что мы сейчас и наблюдаем в самых разных регионах мира. Но процесс неостановим. Это объективный ход истории. Сколько он продлится – трудно сказать.
Думали, что эпоха доминирования Запада будет вечной, но она продлилась примерно 500 лет. Теперь она подходит к концу. Этот процесс имеет глубокие исторические корни с точки зрения «старого» мышления. Сейчас он отражает объективную реальность с точки зрения того, что появились новые центры силы, которые уже не хотят выполнять роль объекта международного сотрудничества, не хотят, чтобы к ним применялся старый принцип колонизаторов «жить за счет других».
В Африке, например, все более актуальным становится вопрос о переработке природных ресурсов, которыми она одарена Богом и природой. Громкие голоса звучали на саммите Россия-Африка и саммите БРИКС о том, что Африка больше не хочет просто поставлять минеральное сырье, которое будет перерабатываться где-то там в Европе, в других западных странах и затем вся прибыль, вся добавленная стоимость пойдет не африканцам. Будем содействовать этим процессам. Повторю еще раз – нельзя исключать, что где-то кто-то придет к власти с намерениями, которые совсем не соответствуют историческим тенденциям.
Вопрос: Недавно в Саудовской Аравии состоялся саммит по урегулированию украинского кризиса. Зачем встречались участники? Что продемонстрировали результаты саммита и чего ожидать России?
С.В.Лавров: Хороший и весьма актуальный вопрос. Он как раз отражает один из аспектов того, о чем мы говорим, когда упоминаем о попытках Запада всячески противиться справедливому урегулированию и в целом проблем мироустройства и отдельных конфликтных ситуаций.
Впервые «план» В.А.Зеленского, который они называют «формулой мира» был предъявлен международной общественности в 2022 г. Запад тут же его поддержал. «План» состоит из 10 пунктов, среди которых Россия убирается в границы 1991 г., выплачивает Украине репарации, российское руководство отправляется на трибунал для проведения суда и какие-то другие связанные с этим вещи. Среди этих абсолютно сумасшедших, нереалистичных и неадекватных пунктов написано, что надо укреплять энергетическую безопасность, продовольственную безопасность, гуманитарные связи.
Все эти 10 пунктов «упакованы» в «формулу В.А.Зеленского», которую Запад провозгласил единственной основой для урегулирования украинского кризиса. Мало кто воспринимал это всерьез. Но одержимость Запада желанием нас сдержать, победить проявилась в том, что эта абсолютно неадекватная бумага стала частью официальной позиции Запада. Он начинает её продвигать, но абсолютно наперсточными, грязными, нечистоплотными методами. Что я имею в виду? Собрали некую встречу в Копенгагене в июне с.г. Пригласили туда страны «семерки», некоторые страны БРИКС, естественно саму Украину и стали там обсуждать пути выполнения этой «формулы В.А.Зеленского».
Нам наши коллеги по БРИКС, которые там принимали участие, потом рассказали, что они просто слушали. Никаких предложений о том, чтобы предпринять какие-то дальнейшие шаги не прозвучало. Каких-либо практических решений о том, как эта «формула» будет воплощаться в жизнь, тоже не было.
Наши саудовские друзья впоследствии рассказали нам о том, что они хотят провести у себя очередное совещание в таком формате в Джидде и что это делается исключительно для того, чтобы донести до западных участников и до самой Украины мысль о полной бесперспективности любых дискуссий без участия Российской Федерации. Что они и сделали на том мероприятии, которое состоялось в Саудовской Аравии.
На этом наши западные коллеги не успокоились. Мы получили информацию о том, что 17 августа с.г. состоялось «заседание» уже не по всей «формуле В.А.Зеленского», а несколько онлайн встреч по каждому из 10 пунктов этой формулы. То есть абсолютно элементарная «одноходовка». Уговаривали так: мол, они понимают, что саудовцы против того, чтобы наказывать, осуждать Россию, чтобы договариваться без Москвы. Участникам говорили, что не надо поддерживать эти части «формулы В.А.Зеленского». Но, мол, есть и другие темы. Посмотрите: продовольственная безопасность – возьмите «кураторство» над этим параграфом, энергетическая безопасность, гуманитарные вопросы. Это, конечно, нечистоплотная игра. Всем это понятно.
Особенно удручает то, что уже задним числом мы узнали, что было обращение к Генеральному секретарю ООН, чтобы он направил своих представителей на эти виртуальные заседания рабочих групп и такие представители участвовали. Видел г-на генсека А.Гутерреша в Йоханнесбурге «на полях» саммита БРИКС. Я ему откровенно сказал, что это нарушает все принципы работы Секретариата, который согласно Уставу ООН должен быть беспристрастным и не должен получать указаний никакого правительства. В данном случае мы знаем, какое правительство обращалось к Генеральному секретарю и по обращению которого он направил туда своих людей. А.Гутерреш стал объяснять, что они там присутствовали исключительно в качестве консультантов, потому что там обсуждались профильные вопросы (продовольствие, энергетика, экология). Я ему честно сказал и не хочу этого скрывать, что помимо того, что сам факт участия в каком бы то ни было качестве противоречит обязанностям Секретариата, когда такое приглашение состоялось, нас как сторону многих аспектов происходящего об этом даже не уведомили.
Это подтверждает наши многолетние опасения, основывающиеся на том, что Запад хочет приватизировать секретариаты международных организаций. Он имеет подавляющее преимущество (в кадровом смысле) в этих секретариатах либо напрямую, либо через предоставление двойного гражданства представителям других стран, которые попали в секретариат по квоте своей Родины, а потом получили второе гражданство.
Это серьезный процесс. Он требует отдельной дискуссии. Будем эту тему в ООН ставить. Возвращаясь к процессам вокруг «формулы мира», «формулы В.А.Зеленского». Мы всем, кто туда был приглашен, включая представителей ООН, направили соответствующие оценки и вопросы. Этого дела так не оставим. Работать нужно корректно и честно.
Неслучайно информация о встречах рабочих групп 17 августа с.г. не попала ни в какие средства массовой информации. Мы узнали об этом по нашим каналам. Вопрос острый. Спасибо за него.
Вопрос: В начале сентября в Индии пройдет саммит «Группы двадцати», на который страна пригласила и Россию. Чего ждет российская сторона от саммита? Какие мы ставим задачи?
С.В.Лавров: Работаем в рамках программы индийского председательства под лозунгом «Одна земля, одна семья, одно будущее». Абсолютно правильная философия, подчеркивающая необходимость следовать принципам равноправия, закреплённым в Уставе ООН.
«Группа двадцати» была создана для решения проблем в сфере мировой экономики и мировых финансов. Она достаточно эффективно работала все эти годы, пока Запад не решил «украинизировать» всё и вся, включая работу «двадцатки», хотя никакие вопросы внешней политики и безопасности в её мандат не входят.
В 2022 г. встречались в рамках «Группы двадцати» в Индонезии. Там потратили огромное количество времени. Считаю, что впустую. Был согласован параграф, который ничего никому не дает и не мог дать. Потому что «двадцатка» не занимается урегулированием тех или иных конфликтных ситуаций.
Там записано, что одни страны осудили, другие – высказали иную точку зрения, привлекли внимание к причинам кризиса на Украине, к проблеме санкций. Дальше было четко сказано: при этом все согласились, что «двадцатка» – не место для обсуждения вопросов глобальной безопасности. Казалось бы, тема закрыта. Но нет.
Индийское председательство проводит около двухсот полезных мероприятий по разным секторам мировой экономики, окружающей среды, инвестиционным вопросам, механизмам расчетов, финансов. На каждом из них Запад поднимал тему Украины. Мы откровенно сказали, что вопрос для нас закрыт. Если они решили переписать мандат «двадцатки» и хотят, чтобы она занималась международными кризисами, то мы дадим свой документ, где перечислены сохраняющиеся до сих пор конфликты, которые коренятся в развязанных Западом войнах. Надо всё обсуждать, но тогда это будет дублировать работу ООН и подрывать изначальную роль «двадцатки» в принятии решений, которые призваны стабилизировать мировые экономические и финансовые процессы. Это не наш выбор.
В любом случае не будет общей декларации от имени всех членов «Группы двадцати», в которой не отражена наша позиция. Иногда ввиду непримиримых разногласий (в данном случае – капризов Запада) председательство выпускает коммюнике, не обязывающее ни одну страну ни к чему, что там написано. Это нехорошо, но не наш выбор. Еще вариант – принять документ, посвященный конкретным решениям в сфере компетенции «двадцатки». Всё остальное пусть каждый скажет от своего имени. На этом разойдемся.
Запад сильно подрывает институты глобального управления. Это одна из причин, по которой всё больше желающих присоединиться к БРИКС, ШОС и искать пути решения возникающих экономических, финансовых проблем в обход любых структур, где присутствует Запад. Процесс небыстрый, но размышления на этот счет ширятся в мировом сообществе.
Вопрос: Я – будущий специалист по политике Японии. Какими Вы видите отношения с Токио в ближайшие четыре года? Насколько востребована будет профессия востоковеда-япониста в Министерстве иностранных дел России?
С.В.Лавров: Боитесь остаться без работы? Насчет профессии востоковеда нет никаких сомнений. Это направление обретает «второе дыхание». МГИМО делает много для того, чтобы готовить специалистов, расширять количество восточных, редких языков. Перспективы хорошие.
Япония – одна из немногих стран, которая «выпадает» из общей перспективы наращивания нашего стратегического взаимодействия, поскольку она приняла решение слепо, тупо (простите за это слово) следовать в русле политики США. Причем даже не сдерживания России, а агрессивного наступления на нашу страну во всех сферах. Это печально.
Мы всегда хорошо относились к японским соседям. Президент России В.В.Путин лично уделял внимание неформальным, доверительным контактам со всеми премьер-министрами, с которыми он работал. Я регулярно встречался с коллегами, включая Ф.Кисиду, который некоторое время работал министром иностранных дел и приезжал в Москву. Именно во время его работы главой МИД Японии мы согласовали, а лидеры одобрили подход к организации совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах на основе нашего законодательства, в рамках которого японцам предоставлялись льготы. Было согласовано пять направлений, но потом (задолго до нынешних событий) это «кануло в Лету».
Для японцев всегда было важно далеко не прагматичное развитие взаимодействия. Они ежегодно осуждали северные территории, говорили «отдать» их. Этот менталитет глубоко сидит. Нам выдвигают разные аргументы. Мол, России не было в Сан-Франциско, поэтому мы непричастны к этому. Превыше всяких «сан-францисков» – Устав ООН. В статье 107 сказано: всё, что было сделано державами-победительницами незыблемо и свято. Руки прочь. Тем не менее, мы были готовы искать компромиссы. Сейчас вопрос окончательно закрыт. Это всё к тому же, о чем говорили выше, что с Западом ни о чем нельзя договариваться. Япония – часть «коллективного Запада».
Сейчас говорят о реформе Совета Безопасности ООН. Япония и Германией фигурируют в качестве претендентов на постоянное членство. США их поддерживают. Этого не может произойти по определению. Ни мы, ни другие страны, здраво оценивающие ситуацию, не могут поддержать решение, которое будет увеличивать несправедливость. Сегодня из 15 постоянных членов СБ ООН шесть представляют Запад. Еще двух к ним добавить? Ни Япония, ни Германия не принесут никакой добавленной стоимости в деятельность главного органа всемирной Организации. У них нет своей позиции. Они слепо следуют указаниям Вашингтона. Каких-либо перемен в обозримой перспективе не ожидается.
Тем не менее, изучайте Японию. Это все равно наш сосед. В любом случае у нас есть и сохранятся (по крайней мере мы за это) дипломатические отношения. Мы открыты к диалогу, но не будем бегать за ними и что-то предлагать. Они должны сами определиться. Посмотрим, как они будут действовать и работать, когда настанет отрезвление. Это соседняя страна. Нам придется жить рядом.