КАК РЕГУЛИРОВАТЬ ОПЛАТУ В «КРИПТЕ»
При усилении нажима регуляторов рынок криптовалют уйдет полностью в «серую зону»
На днях Центробанк разослал рекомендации банкам минимизировать взаимодействие с криптовалютами, назвав криптобиржи и обменные сервисы каналами проведения нежелательных операций. С другой стороны, готовится закон о майнинге и возможности использования криптовалюты для оплаты внешнеторговых операций. Правда, пока законопроект не рассмотрен даже в первом чтении, однако по замыслу там речь не о запрете, а о том, как оплату в «крипте» регулировать. Но как это можно все совместить?
Опасения ЦБ понятны: операции с «криптой» отслеживаются хуже, чем классические банковские проводки, они могут использоваться для отмывания денег, а также финансирования «нежелательных вещей», в том числе терроризма. Есть мнение, что недавний отзыв лицензии у банка QIWI был связан как раз с его активностью в операциях с криптой. ЦБ беспокоят так называемые «дропы», подставные физлица, на имя которых заводят банковские счета и карты и затем через них обналичивают «крипту». Банки и так часто сами блокируют таких «контрагентов», и тут не очень понятно, как эту борьбу можно еще усилить. Разве что вести дело к полному запрету хождения криптовалюты в стране. Хотя в законе о цифровых финансовых активах (2021 года) уже есть прямой есть запрет на использование криптовалюты в России для оплаты товаров и услуг. Ну а затем и майнинг запретить? Не будем спешить с выводами.
Потому что относясь настороженно (если не сказать отрицательно) к платежным операциям с криптовалютой внутри страны, ЦБ как раз не против использования «крипты» во внешнеэкономической деятельности. Тут тоже все логично: в условиях давления санкционеров на российскую финансовую систему платежи в «крипте» могут стать одним из средств противодействия санкциями, хотя считать это панацеей не стоит. Разработчики соответствующего законодательства договорились недавно, что для внешнеторговых расчетов следует использовать ту «крипту», которая «добыта» в России.
Пока же россияне активно используют «крипту» для перевода денег как за границу, так и оттуда в Россию, «делом» борясь с санкциями, которые простым гражданам РФ так же перекрыли «кислород», как и юрлицам. По некоторым данным, в прошлом году уже чуть менее 6% населения РФ пользовались «криптой». РФ на 11 месте в мире по объему валюты в криптокошельках. По оценке российского Минфина, около 13 млн россиян совершают операции с криптовалютами. ЕС активно прессует россиян по части трансграничных переводов, россиянам запрещено предоставлять криптовалютные услуги в Европе. Крупнейшие криптобиржи ушли из России и закрыли счета гражданам РФ. Однако для них пока еще доступны сотня разнообразных криптобирж и более пятисот обменников по всему миру.
А вот можно ли построить непреодолимую стену между использованием крипты «только для заграницы» и использованием ее дома для инвестиций и платежей? По моему личному мнению, если и можно, то ненадолго. А за это время следовало бы создать прозрачные и подотчетные (регулятору) собственные криптобиржи и криптообменники, продумать систему налогообложения цифровых активов. Потому что через короткое время стена эта неизбежно падет. Во всяком случае, в мире практически нет прецедентов, чтобы криптовалюта была разрешена «только для внешних операций», а внутри страны ее «и духу чтоб не было». Она, как правило, либо запрещена вовсе, либо разрешена с какими-то регуляторными вполне понятными ограничениями. Кстати, у Минфина, насколько известно, уже есть заготовки по поводу налогообложения майнинга. Известны и проработанные предложения по части разрешения операций купли-продажи «крипты» (как формы инвестиций) через российские банки. Скажем, для тех лиц, кто прошел полную идентификацию. Но окончательного решения пока нет. Тут есть ведь и обратная сторона: если «российская «крипта» будет четко помечена, то при нынешних технических возможностях отследить происхождение криптовалюты, она будет тут же отсечена от внешних рынков санкционерами, и смысл использовать ее для обхода санкций сразу будет утрачен.
К примеру, в Аргентине, Колумбии, Иран (да-да, в Иране «крипта» полностью не запрещена) и на Тайване существуют такие ограничения: физлица могут майнить «крипту», хранить, переводить другим лицам, но банкам (и только им) запрещено принимать «крипту» как средство платежа. В 19 странах криптовалюты запрещены как класс полностью. Самая крупная такая страна — Китай. Еще совсем недавно назад КНР была крупнейшей в мире майнинговой площадкой (75% мирового объема майнинга биткоина в 2018 году). Но сначала были запрещены торговые платформы «крипты», а в 2021 году и майнинг тоже. Впрочем, нелегальный остался (до 20% мирового объема). Власти КНР явно опасались упустить контроль за финансовой стабильностью. Но ведь и финансовая система КНР не под санкциями, с другой стороны.
«Крипта» запрещена в таких странах, как Афганистан, Бангладеш, Боливия, Египет, Гана, Ирак, Ливия, Марокко и ряд других. В этом списке нет ни одной высокоразвитой страны. В США, Канаде, Великобритании, Австралии и Евросоюзе никаких запретов нет, по сути. При этом «англосаксы» продвинулись в вопросе регулирования «крипты» куда дальше европейцев. Так, в США она регулируется так же, как оборот ценных бумаг, налогообложение отлажено — по ставке от 0 до 37%, основные платформы — под контролем регулятора, платежи криптой разрешены. В ЕС ЦБ пока признает, что не может в полной мере контролировать все криптоплатежи, однако уже в 2025 году заработает масштабное законодательство по регулированию цифровых активов. В нем не будет запретов на платежи в криптовалютах. В ряде стран ЕС (Дания, Германия, Испания), а также в Швейцарии уже есть развитое национальное законодательство на сей счет.
В мире «крутится», вопреки распространенному мнению, вовсе не один биткоин, а до 10 тысяч криптовалют (их могут создавать кто угодно — как физические, так и юрлица). Капитализация этого мирового рынка, хотя она скачет из-за волатильности курса «крипты», составляет около 2 трлн долл. (половина приходится как раз на биткоин). Ни один ЦБ мира не участвует в эмиссии этих валют, она, а также дальнейший учет криптовалюты, происходит с помощью децентрализованной системы алгоритмов. Криптовалюты функционируют на основе блокчейна — технологии шифрования и хранения данных, распределенных по множеству объединенных в общую сеть компьютеров. Просто так «убить» всю эту систему, даже в масштабах одной страны не удастся. При усилении нажима регуляторов рынок уйдет полностью в «серую зону» и продолжит функционировать там. Так что процесс лучше возглавить, разработав современное эффективное регулирующее законодательство, чем «плевать» против крипто-ветра.