Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

КОМАНДА БАЙДЕНА И ВОЙНА В ГАЗЕ

15.03.2024 – 01:11 Комментарии

Владимир Овчинский, Юрий Жданов

Завтра

Хотели мира, получилось как всегда


Байден о войне в Газе – «Вашингтонский мечтатель»

7 марта в своем Обращении к нации Байден подтвердил свою веру в право Израиля на защиту от ХАМАСа. При этом Байден осудил гуманитарный кризис в секторе Газа. «Израилю я говорю следующее: гуманитарная помощь не может быть второстепенным фактором или разменной монетой. Защита и спасение жизней невинных людей должны быть приоритетом», — сказал он. «Когда мы смотрим в будущее, единственным реальным решением ситуации является решение о создании двух государств с течением времени».

Вашингтон и его арабские партнеры понимают, что на фоне травмирующих событий, произошедших после 7 октября, израильтяне и палестинцы не настроены рассматривать мирное соглашение сейчас или в ближайшее время. Точно так же они признают, что Палестинская администрация, подорванная сменявшими друг друга правительствами Нетаньяху и презираемая избирателями за некомпетентность и коррупцию, не справляется с задачей управления Газой.

«Но на современном Ближнем Востоке политический вакуум по-прежнему способствует насилию и терроризму. Поэтому нам необходимо реалистичное и, прежде всего, прагматичное решение, способное противостоять беспорядкам, которые неизбежно последуют за войной».

Поскольку даже «обновленная» Палестинская автономия, за которую выступает Белый дом, не могла законно управлять сектором Газа после войны без одобрения ХАМАСа.

По мнению Байдена Америке нужен реалистичный и смелый американский подход, который признает, что палестинцам нужна альтернатива идеологии ХАМАСа и вечному конфликту, который он подпитывает. Эта альтернатива должна дать реальную надежду на рабочие места, жилье, школы и больницы.

Процветание Палестины приведет к прочному миру, который обеспечит безопасность и достоинство израильтян и палестинцев.

Американские военные создадут временный порт в секторе Газа для доставки гуманитарной помощи голодающим палестинцам, продолжая при этом отправлять оружие в Израиль, подтвердил президент Джо Байден в своем Обращении к нации 7 марта.

«Временный причал позволит значительно увеличить объем гуманитарной помощи, ежедневно поступающей в Газу. И Израиль также должен внести свой вклад. Израиль должен позволить больше помощи в Газу и обеспечить, чтобы гуманитарные работники не попали под перекрестный огонь».

«Руководству Израиля я говорю следующее: гуманитарная помощь не может быть второстепенным фактором или разменной монетой».

Ранее 7 марта высокопоставленные представители администрации сообщили журналистам, что миссия направит гуманитарную помощь через Кипр во временный порт в секторе Газа. Белый дом также подталкивает Израиль и Египет к разрешению увеличения помощи через наземные переходы в Рафахе и Керем-Шаломе.

Несмотря на ограниченность подробностей о плане создания гуманитарного порта, идея сразу же получила похвалу со стороны председателя сенатского комитета по вооруженным силам Джека Рида, доктора медицинских наук, и его коллеги Ангуса Кинга, штат Ай-Мэн, которые призывали администрацию развернуть Корабль-госпиталь ВМФ в регион.

«Страдания гражданского населения в секторе Газа должны быть облегчены, а морской маршрут помощи позволит доставлять большое количество продовольствия, жилья и медикаментов тем, кто в этом больше всего нуждается», — говорится в заявлении пары. «Этот временный порт, наряду с продолжающейся кампанией по сбросу самолетов, поможет облегчить гуманитарный кризис в секторе Газа».

Разведка США о войне в Газе

Новая оценка американской разведки, опубликованная 11 марта, вызвала сомнения относительно того, сможет ли премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху остаться у власти, поскольку директор ЦРУ Бернс заявил, что сделка с заложниками является наиболее практичным способом остановить, по крайней мере временно, войну в Газе.

В ежегодной оценке угроз 2024 года выражается обеспокоенность по поводу видения Израилем окончания войны и говорится, что правая коалиция Нетаньяху «может оказаться в опасности».

«Недоверие к способности Нетаньяху управлять углубилось и расширилось среди общественности по сравнению с и без того высоким уровнем до войны, и мы ожидаем крупных протестов с требованием его отставки и новых выборов», — говорится в докладе. «Возможно другое, более умеренное правительство».

В докладе предсказывалось, что Израилю будет трудно достичь своей цели «уничтожения ХАМАС».

«Израиль, вероятно, столкнется с затяжным вооруженным сопротивлением со стороны ХАМАСа в ближайшие годы, и военные будут изо всех сил пытаться нейтрализовать подземную инфраструктуру ХАМАСа, которая позволяет повстанцам скрываться, восстанавливать силы и удивлять израильские силы», — говорится в докладе.

Напряженность между президентом Байденом и Нетаньяху обострилась в последние дни из-за запланированных Израилем военных операций в Рафахе на юге Газы. Однако доклад разведки, готовившийся в течение нескольких месяцев, был написан до возникновения недавней напряженности.

Годовой отчёт обычно сопровождается двухдневными слушаниями в комитетах по разведке Сената и Палаты представителей. Сотрудников разведки не спросили об оценке правительства Нетаньяху в их показаниях перед сенатской комиссией 11 марта. Вместо этого вопросы об Израиле и секторе Газа были сосредоточены на переговорах по освобождению заложников.

Директор ЦРУ Бёрнс вернулся 9 марта из своей восьмой зарубежной поездки для переговоров об освобождении заложников. Официальные лица США надеялись заключить соглашение к началу Рамадана, но этот срок прошел.

Бёрнс сказал, что он сосредоточен на реализации первой фазы соглашения о приостановке боевых действий в Газе на шесть недель, чтобы позволить большему количеству гуманитарной помощи поступать на территорию и обеспечить освобождение 40 заложников. Эта группа — оставшиеся женщины, пожилые мужчины, раненые или больные люди — будет обменена на палестинских заключенных, удерживаемых Израилем.

Бернс не уточнил, сколько палестинцев будет освобождено, но другие, проинформированные о переговорах, заявили, что будут освобождены сотни заключенных низкого уровня и 15 человек, осужденных за серьезные преступления.

Но Бернс сказал, что единственный способ помочь жителям Газы, страдающим в «отчаянных условиях», и оказать помощь израильским заложникам и их семьям — это сделать первый шаг к чему-то, что может со временем стать «более прочным соглашением».

«В таких кризисах я давно понял, что нужно найти практическую цель и неустанно добиваться ее», — сказал Бернс.

«Я не думаю, что кто-то может гарантировать успех», — сказал он. «Я думаю, вы можете гарантировать, что альтернативы хуже для невинных гражданских лиц в Газе, которые страдают в отчаянных условиях, для заложников и их семей, которые также страдают в очень отчаянных условиях, и для всех нас».

Протестующие несколько раз прерывали слушания, призывая Израиль прекратить бомбить сектор Газа и крича, что война «уничтожает палестинский народ». Сенатор Том Коттон, республиканец от Арканзаса, спросил Бернса, согласен ли он с протестующими.

Бернс сказал, что он понимает необходимость Израиля отреагировать на нападение ХАМАСа 7 октября, но что «мы все также должны помнить об огромных потерях, которые это повлекло за собой невинное гражданское население в секторе Газа».

«Как сказал президент, для Израиля очень важно помнить об этом и избегать, как вы знаете, дальнейших потерь среди гражданского населения», — сказал он.

Бернс давал показания вместе с Аврил Д. Хейнс, директором национальной разведки, и другими руководителями разведки, включая Кристофера А. Рэя, директора ФБР.

11 марта представители разведки дали показания перед сенатским комитетом по разведке.

Рэй заявил, что Соединённые Штаты столкнулись с возросшей угрозой терроризма со стороны отечественных экстремистов, иностранных организаций и других лиц.

«Однако с 7 октября эта угроза вышла на совершенно другой уровень», — сказал он. «И поэтому настало время для гораздо большей бдительности».

В ежегодном отчете спецслужбы пришли к выводу, что «Израиль столкнется с растущим международным давлением из-за тяжелой гуманитарной ситуации в секторе Газа».

Война в Газе «ставит вызов» арабским партнерам Америки из-за растущих общественных настроений против Израиля и США, вызванных «смертью и разрушениями в Газе». Эти страны рассматривают Соединенные Штаты как влиятельного посредника, который может положить конец конфликту до того, как он распространится.

В докладе говорится то же, что многие официальные лица США говорили в последние месяцы: Иран не организовывал и не знал заранее о терактах 7 октября.

И Иран, и Израиль пытаются согласовать свои действия друг с другом и избежать прямого конфликта, говорится в докладе. Но спецслужбы заявляют, что, по их мнению, Иран продолжит вооружать и оказывать помощь марионеточным силам, которые угрожают Соединенным Штатам, даже после окончания войны в Газе.

«Приговор» Нетаньяху от бывшего премьера Израиля Эхуда Барака

Бывший премьер – министр и министр обороны Израиля Эхуд Барак в статье в Foreign affairs «Израиль должен решить, куда он идет – и кто должен тот путь возглавить» (01.03.2024) занимает пробайденовскую позицию и фактически выносит «приговор» Нетаньяху. При этом возникает ощущение, что он делал бы тоже самое, находясь сейчас на посту премьера, что делает Нетаньяху. А, скорее, и еще более жесткие вещи.

Барак пишет:

«После более чем четырех месяцев войны в секторе Газа возникли два совершенно разных, но одинаково точных портрета Израиля.

С одной стороны, война продемонстрировала тактическое мастерство Армии обороны Израиля, вдохновила высокую степень единства среди ее войск и способствовала чувству солидарности среди израильских граждан, которые до сих пор коллективно травмированы варварскими террористическими атаками ХАМАСа 7 октября.

С другой стороны, война выявила ошеломляющую стратегическую некомпетентность израильского правительства и поразительный вакуум лидерства наверху. Члены правящей коалиции тянули с принятием важных решений, не сотрудничали друг с другом в ведении войны, нападали на высшие чины ЦАХАЛа и выглядели ошеломляюще безразличными и несосредоточенными, когда дело доходило до управления отношениями с самым важным союзником Израиля, Соединенными Штатами.

Это не способ управлять страной в самый опасный период в истории страны после войны за независимость 1948 года. Что нужно Израилю, так это трезвое, решительное и дальновидное принятие решений Давида Бен-Гуриона. Вместо этого у него есть нарциссический, манипулятивный и недальновидный подход Беньямина Нетаньяху.

Кризис лидерства достиг острой стадии. Администрация Байдена представила Нетаньяху предложение о новом послевоенном региональном порядке, который положит конец способности ХАМАСа угрожать Израилю и управлять сектором Газа, а также передаст контроль над территорией в руки «обновленной» Палестинской администрации (с помощью арабских правительств), нормализует израильско-саудовские отношения и создаст официальный оборонный альянс США и Саудовской Аравии. Все это будет зависеть от согласия Израиля на политический процесс с долгосрочной целью решения проблемы создания двух государств при поддержке арабских правительств, дружественных Соединенным Штатам и выступающих против Ирана, его партнеров и доверенных лиц.

Это видение представляет собой процесс, который в конечном итоге приведет к созданию сильного и безопасного Израиля, живущего бок о бок, за согласованными и безопасными границами, с жизнеспособным, демилитаризованным палестинским государством на Западном Берегу и в секторе Газа.

С 1996 года Нетаньяху в принципе признавал эту цель четыре раза, но всегда торпедировал ее, когда приходило время действовать. Теперь Байден поставил Нетаньяху перед суровым выбором. Он может присоединиться к поддерживаемому США плану на «послезавтра» в секторе Газа, продолжая при этом выражать израильские сомнения. Или он может капитулировать перед своими расистскими, мессианскими ультраправыми партнерами по его правящей коалиции, которые стремятся аннексировать палестинские территории и, таким образом, отвергнуть любое предложение, каким бы условным и долгосрочным оно ни было, которое включает в себя создание палестинского государства.

Если Нетаньяху уступит Вашингтону, он рискует потерять поддержку этих крайне правых деятелей, что будет означать конец его правительства.

Если он продолжит отвергать подход Байдена, Нетаньяху рискует:

еще глубже затащить Израиль в грязь в секторе Газа;

разжечь третью интифаду на Западном Берегу;

вступить в новую войну с «Хезболлой», ливанским ополчением, поддерживаемым Ираном;

глубоко разрушить отношения с Соединенными Штатами, от которых Израиль зависит в плане вооружения, финансовой поддержки и решающей дипломатической поддержки;

поставить под угрозу так называемые «Соглашения Авраама», которые нормализовали отношения Израиля с Бахрейном, Марокко, Суданом и Объединенными Арабскими Эмиратами (и надежды на вступление Саудовской Аравии в клуб);

поставить под сомнение давние мирные соглашения Израиля с Египтом и Иорданией.

Любой из этих результатов был бы ужасен. Любое их сочетание было бы исторической катастрофой.

Байден ждет ответа. Некоторые советники американского президента, основываясь на своем опыте, опасаются, что Нетаньяху попытается обмануть обе стороны до окончания президентских выборов в США в ноябре. На английском языке он публично заявит, что готов обсудить предложение Байдена и изменить свой недавно обнародованный план, но в частном порядке попросит Белый дом оценить его политические трудности, а не не соглашаться с ним и не критиковать его публично. Тем временем на иврите он шепнет своим крайне правым союзникам: «Не уходите. Я обманул Обаму, я обманул Трампа, и я тоже обману Байдена — и мы выживем. Поверьте мне!» Это был бы классический Нетаньяху – и это было бы плохо для Байдена и ужасно для Израиля.

Есть только один способ помешать Нетаньяху втянуть Израиль в длительную региональную войну и, возможно, обмануть как администрацию, так и израильское общество: всеобщие выборы.

Яир Лапид (политик, возглавляющий главную оппозиционную партию), а также Бенни Ганц и Гади Айзенкот (генералы в отставке, которые стали политическими противниками Нетаньяху до того, как согласились служить в его чрезвычайном военном кабинете после 7 октября) должны призвать к проведению всеобщих выборов не позднее июня 2024 года. Скоординированная оппозиция должна опираться на обещание условно принять предложение Байдена, ответить на него «да, но». И они должны прямо сказать «Нет!» расистским, мессианским фанатикам, с которыми Нетаньяху связал свою судьбу.

Это «но» имеет решающее значение. Прежде чем согласиться на план Байдена, Израилю придется настоять на ряде условий, в основном связанных с безопасностью, некоторые из которых Вашингтону будет трудно принять. Однако подход Байдена — единственный возможный способ вернуть Израиль к реалистичному, практичному и устойчивому курсу действий и позволить ему вновь занять высокие моральные позиции — важнейший атрибут, который был утрачен за годы правления Нетаньяху».

Хуже чем преступление: ошибка

«В первые дни войны стратегическая оценка могла бы определить цели Израиля и обеспечить последовательное планирование и реализацию. Но по сей день Нетаньяху пренебрег такой оценкой. Как недавно пожаловался Айзенкот, который занимал пост начальника штаба ЦАХАЛа в письме своим коллегам по военному кабинету: «За три месяца никаких решающих решений фактически принято не было. Война ведется в соответствии с тактическими задачами, без осмысленных действий по достижению стратегических целей».

Результаты этой неудачи очевидны в двух важнейших областях: переговоры по освобождению заложников, взятых ХАМАСом 7 октября, и контроль границы между Египтом и сектором Газа, как на пункте пропуска в Рафахе, так и на полосе земли, проходящей по ней вдоль границы, которую израильтяне называют Филадельфийским маршрутом. По обоим вопросам военный кабинет должен был определить курс в течение первой недели конфликта. Начальник штаба ЦАХАЛа и некоторые члены военного кабинета неоднократно требовали обсуждения, принятия решений и руководства. Но Нетаньяху отказался – не из-за каких-либо соображений национальной безопасности, а из-за необходимости сохранить свою хрупкую правящую коалицию с фанатичными крайне правыми, которые ставят полный захват Газы выше сделок с заложниками, стремятся вывести жителей Газы с территории и даже хочет восстановить там поселения для израильтян-евреев.

Сегодня Израиль считает, что из 136 не освобожденных заложников осталось в живых только около половины. Освободить их – моральный долг. Это не более важно, чем устранение угрозы со стороны ХАМАСа, но более срочно. Неспособность сделать это станет коллективным позором для руководства Израиля и пятном на израильском обществе для будущих поколений.

Сделка по-прежнему возможна, хотя требования ХАМАСа до сих пор вряд ли были разумными, и ни одна цель не стоит достижения любой ценой. Израиль — суверенная страна, имеющая право отклонить предложение, которое принесет больше вреда, чем пользы, особенно предложение такой кровожадной террористической организации, как ХАМАС. При этом, однако, нет смысла постоянно заявлять о намерении убить этих лидеров, как это делают ежедневно израильские чиновники, одновременно пытаясь заключить сделку, зная, что часть заложников используется как люди — щиты. Стремление Израиля убить высокопоставленных деятелей ХАМАСа абсолютно законно. Но, как говорит персонаж Эли Уоллаха в классическом вестерне «Хороший, плохой, злой» : «Когда тебе нужно стрелять, стреляй, а не разговаривай!»

Я не сомневаюсь, что Нетаньяху хочет добиться освобождения заложников. Но его навязчивая потребность выглядеть сильным лидером в окружении слабых генералов и министров поощряет его контрпродуктивную пропаганду. Учитывая его послужной список, его жесткие разговоры кажутся пустыми. Шесть раз за последние 12 лет он отвергал планы, предложенные руководителями секретного агентства безопасности Израиля, известного как Шабак, по устранению руководства ХАМАС. И пока он позиционирует себя, опасность, с которой сталкиваются оставшиеся заложники, растет, а шансы на заключение сделки уменьшаются».

Куда?

«Вот уже несколько недель предложение Байдена на «послезавтра» находится на рассмотрении правительства Нетаньяху. Большинство наблюдателей полагают, что, учитывая реалии избирательного календаря в США, срок действия предложения может истечь через пару месяцев. Нет никакой гарантии, что остальные игроки региона примут это предложение. Неясно даже, сможет ли Байден заручиться поддержкой в ​​Сенате США, которому придется одобрить договор с Саудовской Аравией.

Также возможно, что точно так же, как нападение ХАМАС 7 октября было направлено на то, чтобы сорвать зарождающееся трехстороннее соглашение между Израилем, Саудовской Аравией и Соединенными Штатами, новая инициатива Байдена может в конечном итоге побудить Иран рассмотреть возможность призвать своих доверенных лиц, включая «Хезболлу», усилить свои нападения на Израиль или начать более масштабную войну, пытаясь сорвать любой прогресс.

Сделка, подобная той, которую предложил Байден, могла бы быть с радостью принята два года назад израильским правительством во главе с Лапидом или консервативным лидером Нафтали Беннетом, но сейчас ее будет сложно продать израильскому обществу, которое до сих пор испытывает острую боль, огромную боль. гнев, унижение, мстительность и ощущение, что «все палестинцы — ХАМАС». Это понятные человеческие реакции. Но со временем израильтяне должны пройти мимо них. Вспомним, что когда-то мы так думали о Египте и Иордании. Целое поколение израильтян (членом которого я являюсь) вело ожесточенные войны против этих стран. Но эффективный (хотя и холодный) мир с этими странами длится уже почти 45 и почти 30 лет соответственно. Представьте себе, насколько хуже было бы сегодня положение Израиля, если бы этих соглашений не существовало, и подумайте, насколько важно не подорвать их в рамках необдуманного ответа на события 7 октября.

Но вместо того, чтобы призывать израильтян преодолеть свои страхи, Нетаньяху эксплуатирует их, играя на руку своим крайне правым союзникам, таким как Итамар Бен-Гвир (министр национальной безопасности) и Бецалель Смотрич (министр финансов). Если они добьются своего, результатом будет катастрофа. Нетаньяху знает об этом, но считает, что сможет успокоить их и перехитрить, избежав худшего сценария и вообще уклонившись от принятия решения».

Время пришло

«Нетаньяху объявил о своем собственном плане на «послезавтра» в секторе Газа. Среди прочего, он призывает к «гражданскому управлению со стороны местных групп, которые не идентифицируют себя с террористическими организациями». На практике это означало бы предоставление ряда влиятельных семей Газы, некоторые из которых вовлечены в организованную преступность, стать поставщиками услуг и гражданского порядка для граждан – подход к управлению территорией, который Израиль пробовал несколько десятилетий назад и который последовательно терпел неудачу. Нетаньяху также мечтает о «дерадикализации жителей Газы», ​​что является прекрасной целью, но на это потребуются десятилетия. Его план также предусматривает замену БАПОР, агентства ООН, которое контролирует поток гуманитарной помощи в Газу. Это хорошая идея, поскольку БАПОР было скомпрометировано террористами ХАМАСа, проникшими в его рабочую силу. Нетаньяху, однако, не называет, что придет ему на смену.

Проблема всех предложений Нетаньяху заключается в том, что его план никогда не объясняет, кто может законно управлять сектором Газа.

Нравится нам это или нет, израильтяне должны принять три основных факта:

нельзя позволить ХАМАСу угрожать Израилю или управлять сектором Газа;

Израиль не должен оставаться в секторе Газа на длительный срок;

жители сектора Газа останутся там, они никуда не денутся.

Таким образом, Израиль должен решить, что может быть законным субъектом, которому он может передать контроль над сектором Газа. У Израиля есть законные требования безопасности, которые должны быть признаны Соединенными Штатами и их арабскими союзниками. Но это образование не может состоять из иностранных сил: норвежцы или южноафриканцы не могут управлять сектором Газа.

Организация должна быть палестинской. Единственным легитимным органом является обновленная Палестинская администрация, которая постепенно возьмет на себя ответственность за гражданское управление сектором Газа, а Соединенные Штаты и их арабские союзники будут подталкивать ее к более высоким стандартам управления, прозрачности, образования и борьбы с терроризмом. Конечно, Израиль сохранит свое право действовать всякий раз, когда возникает угроза его безопасности.

План Нетаньяху отвергает любое одностороннее признание палестинского государства и все международные диктаты относительно условий постоянного израильско-палестинского соглашения. Понятно, чего он не хочет. Что остается неясным, так это то, чего он хочет, и израильский народ имеет право знать и право высказать свое мнение.

Нетаньяху сосредоточен на своем политическом выживании, и он никогда не уйдет добровольно.

7 октября стало худшим событием в истории страны с момента обретения независимости. Израильтяне сражаются уже более 140 дней, дольше, чем в любой другой войне с 1948 года. Армия обороны Израиля может похвастаться некоторыми достижениями, но ее основные цели, определенные военным кабинетом, далеки от достижения. Временная сделка по обмену заложников на заключенных может привести к отсрочке от 45 до 90 дней. Но за этим может последовать еще один долгий бой. А тем временем Нетаньяху уже потерял доверие большинства избирателей. Согласно недавним национальным опросам, около четверо из пяти израильтян считают его человеком, наиболее ответственным за ошибки, которые привели к терактам 7 октября. Примерно трое из четырех хотят, чтобы он ушел в отставку.

Тем, кто возражает против смены руководства во время войны, следует изучить историю Израиля. В 1973 году ЦАХАЛ все еще воевал с сирийскими войсками на Голанских высотах, когда премьер-министр Голда Меир ушла в отставку перед лицом массовых демонстраций и на фоне обвинений в том, что она не смогла предвидеть внезапное нападение, предпринятое арабскими странами шестью месяцами ранее, в октябре 1973 года, — даже несмотря на то, что ее партия выиграла переизбрание после нападения, а официальное расследование провалов в безопасности обвинило военных лидеров и в основном оправдало саму Меир.

Общественное недовольство, ярость семей и общин жертв терактов 7 октября, а также разочарование среди многих резервистов ЦАХАЛа растут. Нетаньяху сосредоточен на своем политическом выживании, и он никогда не уйдет добровольно. Пришло время народу Израиля встать и добиться изменения курса. Айзенкот, Ганц и Лапид должны возглавить эти усилия и потребовать всеобщих выборов, чтобы израильский народ мог решить, куда мы идем и кто нас туда поведет. Это решающий момент. Это требует лидерства и действий, пока не стало слишком поздно».

Для продолжения войны в Газе нужны американские доллары

Несмотря на напряженные отношения команды Байдена и Нетаньяху, последний остается премьером Израиля. И именно ему нынешняя администрация Белого дома обязана оказывать помощь, в том числе и финансовую. А без этой помощи Израилю не обойтись.

Эксперты The Economist в статье «Может ли Израиль позволить себе вести войну?» (05.03.2024) пишут:

«В ближайшие несколько недель премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху надеется получить окончательное одобрение парламентом чрезвычайного военного бюджета. Он включает в себя больше денег для поселенцев на Западном Берегу, а также для религиозных школ, где подростки изучают Тору, а не науку, – это часть попытки объединить его расколовшуюся политическую коалицию. И в нем также содержится поразительный разрыв с прошлым.

Повседневные расходы на социальное обеспечение (давно щедрые в Израиле благодаря его социалистическим основам) будут сокращены, чтобы финансировать вооруженные силы страны. Военный бюджет почти удвоится с 2023 по 2024 год.

Неписаный социальный контракт Израиля, который на протяжении 70 с лишним лет обещал как щедрое государство всеобщего благосостояния, так и грозную армию, находится под угрозой.

Несмотря на продолжающиеся дискуссии о прекращении огня, Нетаньяху ясно дал понять, что любая пауза будет временной. Даже если прекращение огня в конечном итоге будет продлено или он покинет свой пост, существует широкая политическая поддержка более мощной армии. В то же время война оказывается дороже, чем ожидалось. В период с октября по декабрь экономика Израиля сократилась на одну пятую в годовом исчислении по сравнению с предыдущими тремя месяцами – более чем в два раза больше, чем прогнозировал центральный банк. За тот же период более 750 000 человек, или шестая часть рабочей силы, остались без работы, многие из них были эвакуированными или резервистами. В прошлом месяце рейтинговое агентство Moody’s впервые в истории понизило кредитный рейтинг страны. Всё это вызывает вопрос. Может ли Израиль позволить себе вести войну?

Основная проблема – финансовая. Накануне нападения ХАМАСа 7 октября соотношение долга Израиля к ВВП составляло 60%, что значительно ниже среднего показателя в группе преимущественно богатых стран ОЭСР. Но в последнем квартале года вооруженные силы сожгли 30 миллиардов шекелей (8 миллиардов долларов), что эквивалентно 2% ВВП , сверх их обычных расходов. И дело не только в увеличении бюджета вооруженных сил, вызывающем напряжение. Правительству также приходится тратить средства на размещение эвакуированных, программы отпусков и поддержку резервистов. Израильские политики полагают, что уровень долга в 66% будет управляемым. Бюджет Нетаньяху будет нацелен на годовой бюджетный дефицит в размере 6,6% ВВП — этого достаточно, чтобы обеспечить уровень долга около 75%.

Для Америки или Японии такое заимствование было бы пустяком. Однако в Израиле всегда есть вероятность того, что новый конфликт не за горами. Если технологическая индустрия страны пострадает, возможно, в результате войны с участием других региональных держав, до четверти доходов страны от подоходного налога окажется уязвимой. В последний раз, когда Израиль вступал в бой в нынешних масштабах, во время войны Судного дня в 1973 году, его долг превысил 100%, что спровоцировало финансовый кризис. Поскольку центральный банк начал печатать наличные деньги, банковский сектор рухнул, а инфляция взлетела до 450% к 1985 году. Поэтому, чтобы держатели облигаций были довольны, правительству необходимо пространство для маневра.

Многие в Израиле сейчас обеспокоены тем, что бюджет Нетаньяху слишком щедр. Хотя во времена кризиса правительства могут брать кредиты, чтобы поддерживать дела, они разумно делать это скромно. Учитывая желание Израиля увеличить военные расходы, они не вернутся к довоенному уровню в ближайшее время. В результате правительству нужен план по стабилизации долга, пока расходы остаются высокими.

Налоговые поступления Израиля в 2022 году составили 33% ВВП, что чуть ниже среднего показателя по ОЭСР (34%). Однако бюджет Нетаньяху предусматривает лишь скромное увеличение. В следующем году налог на добавленную стоимость вырастет на один процентный пункт до 18%. Налог на здравоохранение на доходы вырастет на 0,15 процентных пункта. Политики обеспокоены тем, что повышение корпоративных налогов приведет к тому, что технологический сектор, который очень мобилен и уже изо всех сил пытается найти рабочую силу, покинет страну. Более жесткие налоги на домохозяйства могут привести к снижению потребления и еще больше усложнить жизнь тем, кто и без того испытывает трудности из-за войны.

В пригородах Иерусалима страдают светские профессиональные семьи, члены которых были призваны на службу и столкнулись с резким падением доходов от бизнеса. Многие жители арабских кварталов, наиболее пострадавших от бюджета Нетаньяху, сообщают, что их больше не приветствуют на работе. Однако в нескольких милях отсюда ультраортодоксальным семьям, которые освобождены от военной службы и полагаются на подачки, которые Нетаньяху хочет сделать более щедрыми, едва успели затянуть пояса.

Воздействие на отрасли также неравномерно. Технологический сектор Израиля держится на плаву. Некоторые фирмы даже думают, что смогут получить прибыль, получив выгоду от нового раунда военных контрактов. Многие перенесли операции за границу, что снижает последствия потери сотрудников в ходе боевых действий.

Остальная часть экономики находится в беде. Строительство стоит на месте. Фермы потеряли более половины своей рабочей силы. А компании, занимающиеся туризмом, страдают. В январе Иерусалим посетило на 77% меньше туристов, чем год назад.

Восстановление может оказаться ледниковым, не в последнюю очередь потому, что война усугубила давние проблемы. Одним из них является зависимость экономики от низкооплачиваемых палестинских рабочих. Западный Берег может импортировать из Израиля столько же товаров, сколько и до войны, но его 200 000 или около того поденщиков – что эквивалентно 5% рабочей силы Израиля – не могут покинуть страну. Их разрешения были аннулированы после 7 октября, и правительство Израиля отказывается впускать их обратно. На фермах, фабриках и строительных площадках не хватает рабочих. Однако у промышленников двоякое мнение. «Нам нужны палестинцы, но мы не можем зависеть от них», — говорит один из них.

Рынок труда Израиля уже напряжен. Привлечение иностранных рабочих происходит медленно и дорого, а рабочая сила страны составляет менее половины ее общей численности населения. Половина мужчин ультраортодоксального населения Израиля, являющегося самой быстрорастущей группой страны, отказываются работать по религиозным мотивам. Те, кто это делает, зачастую крайне недостаточно образованы, поскольку посещали религиозные школы. Израильтяне арабского происхождения, община, занимающая второе место по уровню рождаемости, также получают плохие результаты экзаменов. А в январе новые правила продлили военную службу с 32 до 36 месяцев, что еще больше истощило рабочую силу.

Если долг продолжит расти по спирали, а экономика испытывает трудности, ситуация усложнится.

Метки: , , , , , , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>