Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

УДАРЫ ПО НПЗ: КАКОВЫ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ?

25.03.2024 – 23:13 Комментарии

Георгий Бовт

Российская газета

За время СВО по российским НПЗ нанесено около 40 ударов


На днях британская газета The Financial Times со ссылкой на анонимные источники сообщила, что Вашингтон по неформальным каналам попросил Киев прекратить атаки украинских дронов на российские НПЗ. Возможно, обсуждение такой темы между союзниками действительно было. Но возможно, что мы имеем дело с сознательной утечкой, к каковым часто прибегают спецслужбы, чтобы донести «месседж» до оппонента, с которым нормальные каналы коммуникации не работают. И США пытаются таким образом «просигналить» Москве: дескать, мы не причем и возражаем.

Украинские же спецслужбы могут действовать и автономно от «кураторов», понимая, что им за их «вольности» ничего не будет. Словно опровергая публикацию в FT Украина нанесла сразу два удара по нефтезаводам в Самарской области, не взяв паузу даже на день теракта в «Крокус Сити» в Москве.

Противник уже давно принял на вооружение тактику ударов по НПЗ и хранилищам топлива как наиболее уязвимым к ударам беспилотников, способным нести ограниченный по мощности боезаряд. Были попытки ударов по металлургическим предприятиям, но они показали малую эффективность. Там весь процесс сильно рассредоточен по территории, а вот в случае с НПЗ можно «обучить» дрон с элементами искусственного интеллекта («показав» ему нужные картинки), ударить точно по нефтеперегонной колонне, что в случае точного поражения остановит или сократит производство топлива на месяцы.

Так что проблема есть, и правительство ею занимается. Как говорит в таких случаях один мой знакомый полковник: «Не спешите падать раньше выстрела». Рано еще причитать «все пропало, все пропало».

За время СВО по российским НПЗ нанесено около 40 ударов. Подавляющая часть была отражена, однако ни одна ПВО не обладает 100-процентной эффективностью. По зарубежным оценкам, в результате вынужденного аварийного простоя Россия могла потерять 10-11% объемов нефтепереработки. Эти оценки могут быть завышенными, впрочем. По другим, исходя из суточной мощности всех российских НПЗ в 930 тыс. тонн, сейчас из-за внеплановых ремонтов выведено чуть более 8% мощностей переработки. Это могло отразиться на биржевых ценах. На Санкт-Петербургской международной товарной бирже индекс цен на бензин вырос примерно на тысячу рублей за тонну. При этом биржевые цены влияют на цены на заправках опосредованно, там много демпфирующих механизмов. Строго следит и ФАС как антимонопольный регулятор. Ту нефть, которую не удалось переработать из-за сокращения мощностей, можно (что нефтяные компании и делают) отправить на экспорт. В марте экспорт сырой нефти морем вырос на примерно те же 10%. В этом смысле доходы бюджета (и нефтяных компаний) практически не пострадали.

На днях прошло совещание под председательством курирующего ТЭК вице-премьера Александра Новака. Речь шла о маневре мощностями и том, как не допустить подорожания бензина в рознице в пиковый летний сезон и в начале осени, когда идут уборочные работы. Все последние годы в нашей стране не было дефицита топлива, а был профицит, который хотя и сокращался летом-осенью, но не до нуля. В среднегодовом масштабе он составляет 10-15% по отношению к внутреннему спросу. Так что пока ситуация на рынке далека от критической, она управляема. В том числе с помощью более четкого согласования графика проведения профилактических работ на НПЗ (они обычно тоже проводятся летом) под централизованным на сей раз руководством.

Расчетные мощности всех российских НПЗ по первичной переработке нефти составляют 340 млн тонн в год, это третье место в мире после США (900 млн т) и КНР (860 млн т). В прошлом году эти мощности не были загружены на все 100%: было переработано лишь 275 млн тонн нефти, из которых на внутренний рынок ушло почти все (около 90%). Так что у перерабатывающих мощностей есть неиспользованный ресурс, который может быть задействован в критической ситуации, но потребуется еще оптимизировать вопросы логистики, особенно если топливо придется возить с востока на запад.

В крайнем случае власти могут прибегнуть даже и к импорту бензина, чтобы сбить цены или ажиотажный спрос, если таковой возникнет. Так было не так давно с яйцами, цены на которые вдруг пошли вверх, возникла легкая паника на рынке и местами — дефицит. Разрешив импорт такой продукции, правительству, как, собственно, и предполагалось, удалось разрешить ситуацию буквально за несколько недель. Кто сейчас вспоминает про «дефицит яиц»?

И вот уже компания, у которой наложилась поломка оборудования на одном из НПЗ в Нижегородской области на аварии в результате атак дронов, изучает возможность поставок бензина из Беларуси по 30-50 тыс. тонн в месяц. У белорусов вообще очень приличные и современные НПЗ. Такие «точечные» действия могут оказаться эффективными, чтобы не допустить дестабилизации на рынке. Также в качестве превентивной меры правительство запретило экспорт бензина до сентября.

Другое направление — уже по части военно-технических мер. Так, ряд компаний стали сами закупать средства радиоэлектронной борьбы с дронами. Вполне «рабочий метод». В конце концов во время Великой Отечественной войны самые обычные люди дежурили на крышах и тушили немецкие «бомбы-зажигалки». Правда, не все дроны уязвимы к таким средствам борьбы. Запад поставляет Украине в том числе аппараты, способные действовать автономно, руководствуясь заданными координатами и заложенными в них изображениями цели. На этот случай предприятия проводят укрепления объектов, тем более что дрон, как уже сказано, обладает ограничениями по массе боекомплекта. Укрепление стен резервуаров с топливом, строительство вокруг наиболее важных элементов типа нефтеперегонных колон подобия «саркофага» могут дать определенный эффект и обойдутся уж точно дешевле замены или ремонта дорогостоящего, часто импортного, оборудования (на отечественных производителей приходится лишь 45% насосного оборудования, 40% компрессоров для НПЗ и 30% реакторов и коксовых камер). Да даже маскировочные сетки сгодятся для того, чтобы «запутать» беспилотник. Тут в общем все средства хороши. Так надо их и использовать.

Метки: , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>