О СЛОЖНОСТЯХ С НАРАЩИВАНИЕМ ДОБЫЧИ НЕФТИ В РОССИИ ДО 2030 ГОДА
О последствиях повышения для нефтяников налога на прибыль на 5 п.п.
Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — Наращивание добычи нефти в России до конца десятилетия будет сдерживаться внешними логистическими ограничениями, считает главный экономист «ВЭБ.РФ», председатель попечительского совета АНО «Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ» Андрей Клепач.
«Те ограничения санкционные, которые есть, существенно затормозят на среднесрочную и долгосрочную перспективу темпы роста топливно-энергетического комплекса. Конечно, мы первый удар выдержали, не только первый, но, на мой взгляд, до 2030 года значительного наращивания добычи нефти ожидать трудно», — заявил он на Национальном нефтегазовом форуме.
«Скорее, это 540 млн тонн (добычи в год — ИФ) или около этого, выше, чем сейчас, но все упирается в возможности нашего экспорта, а это достаточно серьезные риски», — уточнил Клепач.
По его мнению, в долгосрочном периоде потенциал есть, так как в ближайшее и следующее десятилетие нефть останется одним из ключевых источников энергии и для транспорта, и для других отраслей. «Особенно сейчас нефть необходима для Индии. Можно себе представить, когда африканцы сядут на автомобили… Поэтому потенциал у спроса есть, но проблема в выстраивании абсолютно другой логистики», — продолжил он.
«Нам и в 2022 году, и в 2023 году очень помогла Индия, сейчас, я так понимаю, почти 37% нашего экспорта нефти приходится на Индию — это 90 млн тонн. Но существенно наращивать туда экспорт в ближайшее время, я думаю, будет достаточно сложно, потому что экспорт танкерами, в отличии от трубы, которая есть в Китае, намного более уязвим к санкциям, ко всем коллизиям, связанным со стоимостью фрахта. В этом плане все события в Красном море, они тоже увеличивают риски и стоимость нашего экспорта», — указал главный экономист «ВЭБ.РФ».
Кроме того, существует проблема расчетов.
«Есть разные оценки, я так понимаю, наши ключевые рынки получают долларовую выручку, но, судя по оценкам ряда экспертов, более половины расчетов они ведут все равно в дирхамах, в меньшей степени в юанях, и это все-таки будет реальным ограничением и тормозом для нашего экспорта и выручки», — сказал он.
В тоже время с точки зрения газа в долгосрочном плане ситуация перспективнее, так как он является относительно экологически чистым сырьем, важнейший источником для химической промышленности, и перспективы экспорта, в части СПГ очень оптимистичные, считает Клепач. Также могут возникнуть новые трубопроводные системы с Китаем и другими странами, добавил он. «Возникает новая конфигурация уже не только нефтяного, но и газового рынка, но это потребует, я думаю, как минимум 5-7, а может быть, и больше лет, поэтому здесь нужны долгосрочные инвестиции и политические договоренности», — сказал эксперт. «В этих условиях у нас есть серьезные перспективы для роста внутреннего спроса», — подчеркнул Клепач.
«Хотя многие проекты сдвинуты вправо с учетом сложности по получению импортного оборудования, но все равно перспективы здесь достаточно хорошие. Тем не менее общие темпы роста в этих условиях вряд ли будут для ТЭКа выше 1-1,5% в год», — полагает он.
Увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль потребует дополнительных инвестиционных стимулов, считает главный экономист «ВЭБ.РФ».
По его мнению, та модель налогообложения и ценообразования, которая сейчас сложилась, не сможет быть устойчивой в долгосрочной перспективе для освоения новых месторождений с другими условиями добычи для газа, нефти, малых месторождений.
«То есть мы перешли от экспортных пошлин на НДПИ, создали достаточно сложную систему возвратного акциза, который гоняют туда-сюда по два с лишним, почти три триллиона рублей в год. Но как дальше будет работать? Тем более сейчас начинается обсуждение, и так или иначе, видимо, будет принято решение о повышении налога на прибыль», — сказал он.
«Если это будет плюс 5 процентных пунктов к 20%, это примерно для всей экономики будет дополнительно от 1,5 до 1,9 трлн рублей. Но, учитывая, что почти пятая часть прибыли, даже больше, это нефтегазовый комплекс, соответственно, нагрузка вырастет на 300 млрд рублей в год или больше. Но тогда встанет вопрос, который, как я понимаю, рассматривает РСПП, для тех компаний, которые инвестируют, должна быть инвестиционная льгота. И надо поэтому вырабатывать ее механизм, обосновывать ее размеры», — отметил Клепач.
«Понятно, что повышение налогов в чем-то необходимость в условиях повышенных и оборонных, и социальных расходов, но нужны дополнительные условия для поддержки инвестиций, особенно в долгосрочных проектах, с тем, чтобы эффективная ставка налогообложения здесь, во всяком случае, существенно не повышалась», — подчеркнул главный экономист «ВЭБ.РФ».
Материалы по теме
One Comment »
Leave a comment!
Бурение скважин на воду — это процедура подключения доступа к водным ресурсам земли.
Оно проводится для обеспечения организации водопровода домов, производств, площадей сельхозназначения и других нужд.
Работы стартуют с установки места для новой скважины, где вероятность нахождения воды наиболее высока.
Затем буровики приступают к
бурению, применяя специализированное оборудование и
инструменты.
Глубина водоносного горизонта может меняться в зависимости от места, геологических особенностей
и требований владельца участка.