«СЕГОДНЯ БРИКС ВОСПРИНИМАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ СТОЛПОВ НОВОГО БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВОГО МИРОПОРЯДКА»
О перспективах БРИКС, его расширении и приоритетах российского председательства в 2024 году
Святослав Аров: Чем объясняется популярность БРИКС среди многих стран мира? Является ли БРИКС, по мнению России, олицетворением многополярного мира с точки зрения отношений между членами и их географического положения? Каким выглядит многополярный мир с точки зрения России?
Сергей Рябков: На фоне масштабных геополитических вызовов кардинальных перемен, происходящих сегодня в мире, интерес к БРИКС неуклонно растет. Влияние стран БРИКС, их успехи в экономической, культурной, научно-технической сферах красноречиво говорят о потенциале наших государств, способных формировать глобальную повестку дня.
БРИКС – не просто объединение отдельных стран, это во многом инновационный формат взаимодействия. Партнерство в нем выстраивается на уважении интересов друг друга и общем стремлении содействовать реализации чаяний развивающихся стран в целом. При этом БРИКС не противопоставляет себя кому-либо, готов выстраивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми участниками международных отношений. Такой подход, исповедуемый нашим объединением, привлекает государства мирового большинства. Ярким свидетельством этому стал прошедший 22-24 августа саммит в Йоханнесбурге, в котором приняли участие лидеры более 60 государств Глобального Юга и, прежде всего, стран Африки.
Сегодня БРИКС воспринимается в качестве одного из столпов нового более справедливого миропорядка, который призван дать всем странам равные возможности, избавить государства Глобального Юга и Глобального Востока от навязываемой им Западом роли послушных поставщиков дешевой рабочей силы и сырья, закрепить право всех наций на сохранение самобытности, самоопределение, проведение независимой внутренней и внешней политики, защиту традиционных ценностей. Россия и другие страны БРИКС полностью разделяют эту позицию и выступают за честное партнерство, отрицающее любую исключительность. Именно это стало причиной того, что о желании присоединиться к пятерке в последние годы заявило более двух десятков государств, среди которых динамично развивающиеся мировые центры, крупные региональные игроки со всех частей света. В ответ на саммите в Йоханнесбурге было принято решение пригласить в объединение Аргентину, Египет, Иран, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Эфиопию с 1 января 2024 г. Кроме того, лидеры также поручили министрам иностранных дел продолжить доработку модальностей категории государств-партнеров, что призвано способствовать дальнейшему формированию устойчивого круга друзей БРИКС.
Святослав Аров: Благодаря чему недавнее расширение БРИКС стало возможным? Какие факторы привели к этому? Трудно ли было вести переговоры по вопросам расширения?
Сергей Рябков: Отвечая на первый вопрос, я уже обозначил международный контекст, в котором формировались условия для расширения объединения. Хотел бы добавить к этому, что приглашение новых участников стало возможным благодаря единому пониманию странами-основателями БРИКС важности укрепления стратегического партнерства в объединении, его роли и позиций на международной арене, в том числе как выразителя интересов Глобального Юга. Конечно, расширение было бы невозможно без встречного интереса со стороны тех, кого лидеры пятерки в итоге пригласили присоединиться к БРИКС. Важно, что все они поддерживают основополагающие ценности БРИКС, включая дух солидарности, равенства, взаимоуважения, открытости, инклюзивности, взаимовыгодного сотрудничества и консенсуса, готовы совместно в новом расширенном формате отстаивать интересы Мирового большинства.
Что касается самого переговорного процесса, то это, безусловно, была ювелирная дипломатическая работа. На моей памяти еще ни одному межгосударственному объединению или организации не удавалось в столь короткий промежуток времени провести необходимую проработку всех модальностей расширения и выйти на конкретные договоренности.
Святослав Аров: Как санкции повлияли на отношения внутри БРИКС и с Россией? Недавно Банк развития не смог профинансировать проекты в России из-за давления, создаваемого Западом. Какие усилия предпринимает БРИКС для продолжения сотрудничества и обхода этих препятствий?
Сергей Рябков: Я думаю, сейчас уже всем очевидно, что нелегитимные санкции возымели обратный задумке их авторов эффект. Они стали катализатором для активного поиска большинством членов международного сообщества механизмов взаимодействия, которые были бы неуязвимы перед западным вредительством.
БРИКС в этом смысле весьма показателен. С момента ввода против нашей страны широкомасштабных и беспрецедентных рестрикций торгово-экономическое взаимодействие России с партнерами по объединению только растет. Мы выходим на рекордные показатели в товарообороте с Бразилией, Индией и Китаем.
Продолжается поступательное развитие всего комплекса сотрудничества по трем ключевым направлениям: политика и безопасность, экономика и финансы, гуманитарные контакты. Недавние примеры практических достижений БРИКС – запуск Центра БРИКС по исследованию и разработке вакцин в виртуальном формате, начало практической реализации Соглашения о сотрудничестве в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли, одобрение инициативы по ликвидации безопасных гаваней коррупционеров и преступных активов, принятие Рамочного документа о партнерстве стран БРИКС в цифровой экономике.
В этом году под председательством ЮАР полотно ткани сотрудничества БРИКС также украсилось новыми узорами. Принято решение о создании Молодежного совета объединения. Запущена рабочая группа по спорту, отмечено углубление культурных и академических обменов. Достигнута договоренность о расширении Сетевого университета БРИКС за счет подключения ряда вузов из стран пятерки. Все это является красноречивым свидетельством того, что сотрудничество в БРИКС не подвержено конъюнктурному внешнему воздействию.
Святослав Аров: Как странам-участницам БРИКС удается сотрудничать, несмотря на противоречия, и будет ли их больше с учетом расширения? Например, у некоторых государств до сих пор существуют территориальные споры, но это не является камнем преткновения для их сотрудничества. Почему такой же подход не может быть реализован в отношениях между Россией и коллективным Западом?
Сергей Рябков: БРИКС – это инновационный формат межгосударственного взаимодействия, объединяющий различные культуры и цивилизации, страны с разными экономическими и политическими системами, а зачастую и разными взглядами на некоторые вопросы глобальной повестки дня. Наша общая цель – твердая приверженность проведению независимой внутренней и внешней политики, отстаиванию суверенитета и своих национальных интересов. За годы сотрудничества в БРИКС сформировалась особая культура диалога, сложились открытые и доверительные взаимоотношения, основанные на принципах суверенного равенства, уважения выбора собственного пути развития и учета интересов друг друга. Это помогает нашим странам всегда находить точки соприкосновения и развязки даже по непростым вопросам. Именно такой формат и должен стать основой более справедливого многополярного миропорядка, моделью равноправного межгосударственного общения, направленного на конструктивный поиск ответов на стоящие перед миром вызовы, без навязывания каких-либо ценностей и чуждых приоритетов. Секрет успеха БРИКС в том, что он не имеет какой-либо конфронтационной или скрытой повестки, это объединение единомышленников. Входящие в него государства выстраивают общение не на принципе ведущий-ведомый, где кто-то задает тон, а остальные следуют этим установкам, а на основе консультаций и консенсуса. Убежден, странам, которые пополнят ряды БРИКС с 1 января 2024 г., весьма близки дух и культура пятистороннего взаимодействия, и Россия как следующий председатель готова оказывать им самое активное содействие для успешной интеграции в семью БРИКС.
Не мы были инициаторами ухудшения отношений с коллективным Западом. Ответственность за это целиком и полностью лежит на США и их союзниках. С российской стороны не раз подчеркивалось: Россия ни от кого не закрывается, готова к самому тесному взаимодействию, конечно же, исключительно на равноправной и взаимоуважительной основе, со всеми заинтересованными государствами в противостоянии общим вызовам, с которыми сталкивается человечество.
Святослав Аров: В чем заключаются приоритеты России в рамках предстоящего председательства в БРИКС? Какие направления сотрудничества между членами являются наиболее перспективными? Какие наиболее затруднительными?
Сергей Рябков: В рамках председательства России в БРИКС в 2024 г. намерены продолжить выстраивание стратегического партнерства объединения на основе консенсуса и преемственности, работать над повышением его роли в мировых делах. Это отражает и девиз российского года в БРИКС: Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. Планируется провести порядка 200 мероприятий различного уровня, которые примут свыше десятка российских городов.
В ходе российской вахты намерены уделить пристальное внимание наращиванию внешнеполитической координации в формате БРИКС, прежде всего на ключевых международных площадках, а также дальнейшему укреплению сотрудничества с государствами Глобального Юга.
Продолжим взаимодействие по вопросам борьбы с терроризмом, отмыванием денег, коррупцией, а также возвращения активов, полученных преступным путем. Предпримем дополнительные усилия по совместному поиску общих ответов на вызовы и угрозы в информационном пространстве, совершенствованию правовых рамок сотрудничества в данной сфере.
Предстоит большая работа по комплексной реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г. и Плана действий по инновационному сотрудничеству на 2021- 2024 гг. Важным направлением нашей работы будет деятельность по повышению роли государств БРИКС в международной валютно-финансовой системе, развитию межбанковской кооперации, содействию трансформации системы международных расчетов и расширению использования национальных валют государств БРИКС во взаимной торговле. Будем способствовать укреплению диалога между налоговыми, таможенными, антимонопольными органами.
Йоханнесбургская декларация зафиксировала нацеленность на наращивание расчетов в национальных валютах, укрепление корреспондентских банковских сетей для обеспечения международных трансакций. Эта тема также станет одним из приоритетов в ходе нашего председательства. Конечно, вопрос непростой, нужно будет тщательно проработать способы практической реализации взятого курса. Этим займутся профильные ведомства.
Необходимость поиска альтернативных способов трансграничных расчетов очевидна. Большинство стран уже пришли к осознанию, что монополия доллара, который зачастую используется западными странами в качестве оружия для давления на другие государства, подрывает стабильность мировой финансово-экономической архитектуры, провоцирует новые кризисы и отдаляет перспективы достижения Целей в области устойчивого развития.
Безусловно, в фокусе нашей работы будет наращивание взаимодействия в области науки и инноваций, здравоохранения. Уделим особое внимание расширению контактов между академическими и научными центрами, исследовательскими и высшими учебными заведениями пяти стран, укреплению потенциала Сетевого университета БРИКС.
Намерены также содействовать дальнейшему углублению диалога в области культуры, спорта и молодежных обменов. В частности, в июне 2024 г. планируем провести Игры БРИКС. Будем рады приветствовать спортсменов из стран объединения на Международном мультиспортивном турнире Игры будущего, который состоится в следующем году в Казани.
Апогеем российского года в БРИКС станет саммит объединения, который пройдет в октябре 2024 г. Намерены продолжить традицию организации на полях заседания с участием развивающихся стран. Рассчитываем, что сотрудничество в рамках БРИКС и его механизмов взаимодействия с единомышленниками позволит голосу Глобального Юга звучать громче и четче на международной арене, отстаивать наши национальные интересы и право выбирать собственный путь развития.