США ПРОТИВ РОССИИ. «ДУХОВНЫЕ» ИСТОКИ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ
О зверином оскале американского мессианства и о том, искренен ли Джо Байден в своих заблуждениях
Сразу после чудовищных терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне тогдашний президент США Джордж Буш — мл. провозгласил, что Америка была атакована силами «зла — худшего в человеческой природе» просто потому, что, мол, сама она воплощает добро — «самый яркий в мире маяк свободы», который «не угасить». Мне это объяснение сразу показалось чрезмерно упрощенным, но в дальнейшем оно стало лейтмотивом всей работы агитпропа США по продвижению «глобальной войны с терроризмом» (GWOT), которая была объявлена в ответ на 09/11 и которую многие сравнивали с «крестовым походом». Напомню, кстати, что одной из первых тогда руку помощи Вашингтону протянула Москва в лице президента России Владимира Путина.
Теперь коллективный Запад ведет на Украине «гибридную войну» против РФ и призывает нанести ей «стратегическое поражение». Путин в недавнем выступлении в МИД сказал, что такие призывы в отношении страны, обладающей крупнейшими арсеналами ядерного оружия, «демонстрируют запредельный авантюризм западных политиков». «Они либо не понимают масштабы угрозы, которую сами порождают, либо попросту одержимы верой в собственную безнаказанность и в собственную исключительность. И то и другое может обернуться трагедией», — пояснил российский лидер.
Что касается самих США, продолжал он, «то непрекращающиеся попытки правящих там сегодня либерально-глобалистских элит любыми путями распространить свою идеологию на весь мир, сохранить свой имперский статус, свое доминирование лишь все больше истощают страну, ведут ее к деградации, вступают в явное противоречие с подлинными интересами американского народа». «Если бы не этот тупиковый путь, агрессивное мессианство, замешанное на вере в собственную избранность и исключительность, международные отношения давно были бы стабилизированы», — подчеркнул президент РФ.
«Мессианская война»
Помимо своей очевидной важности для всего мира эти слова привлекли меня еще и тем, что буквально парой дней ранее мой давний вашингтонский знакомый, философ и политолог Пол Гренье опубликовал эссе «Американское мессианство». В подзаголовок была вынесена цитата известной французской религиозной мыслительницы Симоны Вейль: «Зло, когда мы в его власти, ощущается не как зло, но как необходимость и даже долг». Автор эссе — один из сооснователей вашингтонского Центра политической философии, носящего имя Вейль.
Свои рассуждения Гренье, с которым мы познакомились в одном из православных церковных приходов столицы США, начинает с простой констатации: «Американцы склонны исходить из того, что их противник зол». «Фильмы про Бонда и голливудские блокбастеры подтверждают в конечном счете и без того общую американскую презумпцию, — поясняет он. — Дело не просто в том, что противники Америки делают что-то плохое. Ситуация куда хуже: оппоненты желают творить зло, поскольку сама их воля сориентирована в этом направлении».
А из такой презумпции, по совершенно справедливому, на мой взгляд, замечанию автора, «вполне естественно вытекает, что ни дипломатия, ни компромисс не могут считаться реалистичными вариантами». «Какой может быть компромисс со злом?» — ставит вопрос Гренье. И сам себе отвечает: «Единственно возможный ответ есть ведение войны — пожалуй, что и мессианской войны — против сиюминутного врага».
«Постоянная эскалация»
«Последним по времени следствием этого давно сложившегося подхода» аналитик считает нынешнюю «неподатливую и постоянно эскалирующую прокси-войну Америки с Россией на Украине». «С единственно важной для Вашингтона точки зрения причины» этого конфликта «незамысловаты и связаны» с «волей президента России», якобы «без всяких провокаций», как обычно показано в бондиане, пишет Гренье. «И по сей день ни компромиссов никаких не рассматривается, ни дипломатии не ведется. Наоборот: с самого начала войны мы наблюдаем постоянную эскалацию смертоносности вооружений, поставляемых Украине, и тех рисков, на которые американская сторона готова идти в своей беспрецедентной прямой конфронтации с российской ядерной сверхдержавой».
Результатом, по мнению американского эксперта, становится «странный парадокс». «С одной стороны, — поясняет он, — мы имеем дело с войной, которую, как признает любой ответственный аналитик, легко было вообще полностью предотвратить — просто-напросто позволив Украине оставаться нейтральной. Ее также можно было почти сразу остановить — еще в марте/апреле 2022 года, после того как на переговорах Киева с Москвой в Стамбуле был достигнут успешный компромисс, который американцы, воспользовавшиеся услугами британского [политика] Бориса Джонсона, предпочли отвергнуть. А в итоге получается, что во избежание нейтралитета Украины мир теперь сталкивается с весьма реальным риском дальнейшей эскалации, вполне способной окончиться ядерной войной».
Разбираясь, как мы дошли до жизни такой, автор подчеркивает опасность морализаторства в политике. А заодно напоминает, что еще с античных времен известно и противоядие. Так, в сократовской философской традиции источником наибольшей опасности считалась не чья-то «злая воля», а «невежество и иллюзии, которые могут существовать и, как правило, существуют со всех сторон».
Кстати, и в полной цитате Вейль, которая приводится в тексте, говорится о том же. «Когда мы творим зло, — утверждала именитая француженка, — мы этого не сознаем, поскольку зло прячется от света». И далее: «Когда мы в плену иллюзии, мы ее воспринимаем не как иллюзию, а как реальность. Так же, видимо, [бывает] и со злом…» И далее — как в подзаголовке.
«Одержимость спасением»
Следом Гренье пытается разобраться в природе мессианства как такового и «американского мессианства» в частности. «Пожалуй, самой очевидной» формой мессианства ему представляется «стремление к искоренению зла в мире». В качестве примеров он приводит ту же «глобальную войну с террором во главе с американцами», о которой упоминалось выше, и «коммунистическую попытку искоренить в мире всех капиталистов и тем самым создать светское царствие небесное в истории», т.е. на земле.
Со ссылкой на известного богослова и философа отца Александра Шмемана автор рассказывает, как американский протестантизм с его «сильной наклонностью к сектантству» породил «одержимость спасением», перекликающуюся с «либеральной концепцией свободы». И подводит итог: «Вся активность, вся радость жизни становится процессом «спасения», процессом борьбы против различных зол, будь то коммунизм, популизм, наркотики, а в самое последнее время, разумеется, Владимир Путин. Без зла, с которым можно сражаться, буквально нечем больше заняться, нет никакой субстанции, ничего такого, что стоило бы любить и ценить само по себе».
Вот вам и «духовные», с позволения сказать, истоки войны коллективного Запада с Россией — в изложении американского аналитика. Ранее я писал и о ее материальных истоках в интерпретации основателя ЧВК Blackwater Эрика Принса.
А еще, по-моему, обязательно следует напомнить и о термине «ось зла», введенном в политический оборот тем же Бушем-младшим, и о еще более ранних нападках 40-го президента США Рональда Рейгана на СССР как «империю зла», которую, дескать, необходимо одолеть с помощью «звездных войн». Гренье об этом не пишет, но нам с вами и по форме, и по существу все это давно знакомо. Так сказать, гримасы (или даже звериный оскал) американского мессианства, попытки казаться чище и светлее за счет демонизации других.
«Добрая воля, разрушающая миры»
Напоследок автор пытается в своем опусе разобраться, искренни ли современные вашингтонские демократизаторы в своих заблуждениях, навязываемых остальному миру. Сам он отвечает на этот вопрос утвердительно. На его взгляд, «какой-нибудь Линдси Грэм, Джо Байден, Виктория Нуланд, да и вообще большинство либерального внешнеполитического истеблишмента, распространяющегося, кстати, еще и на Европу… убеждены, что творят добро, что их помощь активно востребована… что они спасают мир».
На основании всего, что я видел, слышал и пережил сам за четверть века работы за океаном, я, пожалуй, готов с этим согласиться. Но, по-моему, это ничего не меняет в том «запредельном авантюризме» западных политиков, о котором предупреждал Путин. Мне лично их действия напоминают, как в русских поговорках со скуки и с жиру люди «бесятся» (а что еще делать демонизаторам, как не беситься?), а заодно наводят и на ехидную мысль о том, как должно быть приятно искренне верить в то, что самому тебе еще и выгодно.
Между прочим, если уж вспоминать Рейгана, то тому хотя бы хватило ума, политического чутья и таланта все же не доводить дело до прямой конфронтации с Москвой. И благодарные соотечественники считают его одним из лучших современных президентов; консервативной частью населения США он вообще, по сути, посмертно канонизирован. А у Гренье заключительная часть эссе озаглавлена «Добрая воля, разрушающая миры». Со ссылкой на канадского коллегу Пола Робинсона он поясняет, что имеет в виду последствия вмешательства американских «энтузиастов холодной войны» в разных странах и регионах и в разные исторические эпохи — от «Вьетнама или Центральной Америки» до «Ливии, Сирии, Украины, а теперь и Грузии».
В «зеркале заднего вида»
В принципе на этом можно было бы и поставить точку. Но мне повезло: перед Примаковскими чтениями в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН к нам в ТАСС пришли на днях для презентации мероприятия ведущие эксперты-международники РФ. И я попросил президента ИМЭМО академика Александра Дынкина и замглавы МИД РФ Сергея Рябкова прокомментировать настроения Байдена и компании в контексте описанной дихотомии добра и зла и высказываний Путина.
В ответ Дынкин прежде всего отметил, что в черно-белых тонах, в терминах противопоставления «рая и ада» картину рисуют в основном американские СМИ. Сам же Байден, на его взгляд, для этого «слишком циничен».
В целом «американское мессианство», по мнению академика, «помножено, я бы позволил себе сказать, на некую интеллектуальную беспомощность». «У меня такое ощущение, что в США все меньше и меньше понимают, что происходит в России, — сказал Дынкин. — Такое представление образное, что они смотрят в зеркало заднего вида, искажающее всю панораму, и ничего не понимают, что происходит».
Для примера специалист напомнил известное высказывание экс-президента США Барака Обамы о том, будто санкции «порвут в клочья» экономику России. «Даже близко этого нет! — подчеркнул президент ИМЭМО. — Они сейчас с изумлением смотрят на Россию, на фантастическую устойчивость нашей экономики».
«И, конечно, это их толкает как бы к неким авантюрам», — подытожил специалист. А на уточняющий вопрос о том, важно ли нам самим понимать мотивацию творцов американской политики, ответил: «Ну, так мы более-менее понимаем…»
«Сигнал услышан»?
Со своей стороны Рябков в первую очередь подчеркнул, что, на его взгляд, «Запад как геополитическое понятие безнадежен». «И попытки достучаться, донести какие-то позиции, подходы, оценки, соображения — они результата не дают, — констатировал дипломат. — Запад полностью замкнулся в своей раковине неприятия альтернативных моделей и общественно-политического устройства, и внешнеполитического позиционирования. К сожалению, примитивизация элит — это неотменимо».
В этих условиях, по мнению Рябкова, одна из сложнейших задач, стоящих перед нашей внешнеполитической службой, сводится к вопросу о том, «как правильно выстроить новую систему координат». «Как управлять кризисом в отношениях с коллективным Западом, — уточнил специалист, добавив, что кризис будет очень долгим. — Как реагировать на всякого рода эксцессы с той стороны. Они возможны. Но при этом — предлагать мировому большинству альтернативную повестку дня: привлекательную, не абстрактную, нацеленную на достижение конкретных результатов».
«Эта работа запущена, она ведется — и с точки зрения формирования площадок, платформ, форматов, и с точки зрения идейного насыщения», — заверил замглавы МИД РФ, напомнив, что обо всем этом президент России также «достаточно предметно и развернуто высказался» в своем выступлении 14 июня.
«Я думаю, этот сигнал услышан всеми, — констатировал Рябков. — Моментальная реакция наших противников — что вот, мол, Путин выдвинул ультиматум — свидетельствует о том, что навык следить за происходящим и фиксировать важные сигналы из Москвы не утрачен».
«Другое дело — как это может быть трансформировано в практических действиях, — предупредил российский дипломат. — Пока мы не видим отзвука, хотя бы отдаленно напоминающего появление оттенка здравого смысла в поведении коллективного Запада».
Что ж, остается надеяться на прояснение в умах под влиянием реального изменения ситуации на линии боевого соприкосновения. Я же лишь повторю напоследок постоянный рефрен своих публикаций последнего времени: «Янки, гоу хоум!» Вам самим — и всему миру — лучше будет.