МОГЛИ ЛИ СССР И ФРАНЦИЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ?
Российский Совет по международным делам
Любому российскому франкофилу исследование истории неудавшегося союза, без сомнения, даст новую пищу для размышлений
Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну? В традициях советской исторической науки на этот вопрос всегда давался однозначно отрицательный ответ. Мировые войны — как Первая, так и Вторая — неизменно трактовались как закономерный и безальтернативный механизм разрешения постоянно накапливающихся межимпериалистических противоречий, как единственный инструмент, позволяющий эти противоречия хотя бы временно разрешить и зафиксировать новый баланс сил в международной системе.
Тем не менее чуть более пристальный и чуть менее идеологизированный взгляд на европейскую политику 30-х годов прошлого столетия дает некоторые основания усомниться в непреложности привычного советского исторического детерминизма. Соотношение военных потенциалов основных игроков на европейской политической сцене долгое время складывалось совсем не в пользу гитлеровской Германии, в эффективном сдерживании реваншистских поползновений Берлина были объективно заинтересованы не только на Востоке, но и на Западе, а идеологические разногласия, как известно, никогда не мешали выстраиванию взаимовыгодных геополитических альянсов. Все это позволяет предположить, что при ином, более благоприятном стечении исторических обстоятельств совместные усилия Советского Союза и западных демократий, в первую очередь — французской Третьей республики могли бы поставить надежный заслон германскому реваншизму и создать прочную основу для стратегической стабильности на европейском континенте.
Насколько обоснованы подобные предположения? Интересную попытку разобраться с историческим детерминизмом в межвоенной европейской политике представляет собой недавно вышедшая из печати фундаментальная монография известного российского историка — франковеда Александра Вершинина «Неудавшийся союз: Военно-политическое сотрудничество СССР и Франции накануне Второй мировой войны (1930–1939 гг.)» [1]. Объемистый труд заполняет значительный пробел в нашем понимании разнообразных движущих сил во внешней политике Советского Союза и Третьей республики в межвоенный период, позиций сторонников и противников советско-французского сближения в обеих странах, объективных и субъективных препятствий на пути двустороннего военно-политического сотрудничества, а таже сложной динамики взаимодействия Москвы и Парижа в 30-е годы прошлого века и, соответственно, связанных с этим взаимодействием надежд и разочарований.
Одна из очевидных проблем, стоящих перед любым современным исследователем советской внешней политики — сохраняющаяся закрытость многих важнейших архивных документов, которые могли бы пролить свет на то, как формировалась и осуществлялась внешняя и военная политика СССР. Разумеется, эта проблема в полной мере относится и к советско-французским отношениям. Тем не менее А.А. Вершинину удалось в максимальной степени использовать советские источники, рассекреченные в России в 1990–2000-х гг., и ввести в научный оборот значительный объем новых документальных источников с французской стороны.
Итак, что же все-таки помешало Москве и Парижу выйти на уровень полноценного и устойчивого стратегического партнерства? А. Вершинин обращает внимание на несколько взаимосвязанных факторов. Прежде всего, нельзя забывать о сложном историческом фоне, на котором происходило сближение двух стран. В частности, очень чувствительными для Парижа оставались проблемы довоенных российских долгов и национализированной французской собственности, еще свежие воспоминания об отказе большевиков следовать своим союзническим обязательствам и о сепаратном Брестском мире с Германией, активная пропаганда коммунистических идей в самой Третьей республике и т. д. Кроме того, в Париже долгое время просто не верили в перспективу превращения Советского Союза в серьезную военную силу и даже в жизнеспособность советского государства как такового, а потому полагали, что будущая система безопасности Европы вполне может быть построена и без Москвы, с опорой на французских партнеров в Центральной Европе и на сотрудничество Франции с англо-саксонским миром.
В Москве, в свою очередь, не забывали об участии Франции в недавней гражданской войне на стороне Белого движения. Светские лидеры долгое время делали главную ставку в своей европейской политике на обострение «межимпериалистических противоречий» между Лондоном и Парижем, которые хотя и присутствовали, но так и не привели к острому конфликту. Кроме того, как справедливо отмечает автор, в Кремле явно переоценили заинтересованность Германии в налаживании сотрудничества с СССР в целях преодоления негативных для Берлина последствий Первой мировой войны. В результате, после непродолжительных периодов тактического сближения, к началу 30-х гг. двусторонние отношения оказались в состоянии глубокого кризиса.
Великая депрессия, усиление позиций левых сил в политической жизни Франции, обнаружившаяся слабость, подчас и непредсказуемость поведения центральноевропейских партнеров Парижа, а главное — приход нацистов к власти в Германии, — все это объективно способствовало смене внешнеполитических приоритетов Третьей республики. Постепенно менялись и представления руководства СССР о возможных сценариях нового вооруженного конфликта в Европе и о приоритетах советской безопасности. А. Вершинин обращает внимание и на то немаловажное обстоятельство, что в условиях нерешенности многих острых экономических и финансовых проблем между двумя странами именно военное сотрудничество стало одним из движущих сил советско-французского сближения.
В книге содержится много интересных деталей о том, как советское руководство оценивало политическую роль военных в Третьей республике, включая явно идеологизированные представления о распространенности среди генералитета настроений бонапартизма или же о характере отношений между военными и оборонной французской промышленностью. С другой стороны, приводящиеся в исследовании многочисленные цитаты из донесений французских военных атташе и послов в СССР (при том, что многие из них были, безусловно, людьми наблюдательным и даже проницательными) говорят о том, насколько схематичными и односторонними оставались общераспространённые французские воззрения относительно озабоченностей, приоритетов и намерений, имевшихся у советских партнеров, равно как и о военно-технических возможностях Советского Союза.
Препятствия на пути создания советско-французского стратегического партнерства в 1930-е гг. были многочисленными и разнообразными. Сыграла свою роль внутриполитическая неустойчивость Третьей республики, где одна правящая коалиция сменялась другой, порождая, как минимум, кадровую чехарду и неизбежные паузы в диалоге, а как максимум, серьезные коррекции во французских подходах. В какой-то степени проблема последовательности и преемственности существовала и на российской стороне, особенно во времена «Большого террора» 1937–1938 гг., когда под каток массовых репрессий попала значительная часть советского военного и дипломатического руководства.
Как в Париже, так и в Москве имелись сложности в межведомственной коммуникации и координации, возникали немаловажные расхождения в установках военных, дипломатов и политического руководства. Так, в Народном комиссариате иностранных дел (НКИД) и в Политбюро ЦК ВКП(б) по-разному оценивали перспективы создания системы коллективной безопасности в Европе, и хотя позиция Кремля всегда в конечном счете была решающей, было бы упрощением полагать, что роль НКИД всегда сводилась исключительно к выполнению указаний, получаемых от высшего партийного руководства (во всяком случае, в годы, когда го главе НКИД стоял Максим Литвинов).
Имела место и известная асимметрия практических интересов двух стран, сдерживавшая возможности равноправного сотрудничества. Например, если во Франции особый интерес вызывали впечатляющие советские авиационные наработки, но руководство СССР было больше заинтересовано в получении доступа к французским военно-морских технологиям.
Несомненно, советско-французское сближение тормозилось и нежеланием обеих сторон создавать дополнительные риски для своих отношений с третьими партнерами. Для Третьей республики особо чувствительным вопросом было сохранение сложившегося французского сотрудничества с Польшей и Японией, а к концу десятилетия дополнительным препятствием стало растущее влияние Великобритании на французскую внешнюю политику. Если в начале ХХ в. Франция немало посодействовала российско-британскому сближению, то через три десятилетия уже Великобритания оказалась важным тормозом во франко-советском сближении. В то же время, лидерам СССР было трудно окончательно проститься с идеей стратегического советско-германского партнерства. И хотя взаимодействие руководства РККА с германским рейхсвером было свернуто уже осенью 1933 г., советская сторона еще долго декларировала принцип равноудаленности в отношении Парижа и Берлина.
Кроме того, подчеркивает А. Вершинин, политико-психологическая травма, вызванная Первой мировой войной, надолго предопределила отрицательное отношение Третьей республики к любым военным союзам вообще, а потому с середины 1920-х гг. ни одно международное соглашение, заключенное Францией, не имело детально прописанной военной составляющей. Этот подход был характерен и для советской внешней политики, поскольку «наихудшим сценарием для СССР была бы ситуация, при которой Москва оказалась бы втянута в чужие схемы, утратила бы самостоятельность и возможность выбора и сыграла бы роль громоотвода, абсорбировавшего энергетику межимпериалистических противоречий» (с. 459).
Но главные проблемы взаимодействия Кремля и Елисейского дворца состояли все же не в этих важных, но частных вопросах. Собранные в монографии А. Вершинина материалы служат яркой иллюстрацией той глубокой пропасти, которая существовала между элитой Третьей республики и сталинской номенклатурой в понимании и интерпретации сложных политических процессов, протекавших в Европе и в мире в 1930-е гг. По своим базовым ценностям, по мировоззренческим установкам, по стратегическим парадигмам Советский Союз в 30-е гг. прошлого века находился неизмеримо дальше от Западной Европы в целом и от Франции в частности, чем была Российская империя на полвека раньше.
Для французского политического класса даже в условиях максимального сближения между Москвой и Парижем СССР продолжал оставаться своеобразной аберрацией истории, экзистенциальным вызовом французскому рационализму и, не в последнюю очередь — явно чужеродным телом в европейской политике (как минимум, не менее чужеродным, чем Германия после 1933 г.). Такое отношение сохранялось даже и у тех дипломатов и военных Третьей республики, которых следует отнести к категории русофилов и последовательных сторонников французско-советского сближения.
А для советских лидеров Третья республика, в свою очередь, выглядела ничуть не менее империалистическим, а стало быть — агрессивным и исторически обреченным капиталистическим режимом, чем гитлеровский режим в Германии. Французские партнеры в любом случае оставались представителями европейской буржуазии, то есть непримиримыми классовыми врагами, которых нужно было по мере возможности использовать, но на которых ни в коем случае не следовало полагаться.
Именно поэтому, даже на своем пике советско-французское сотрудничество не могло даже близко подойти к уровню стратегического франко-русского альянса конца XIX – начала ХХ вв. (хотя и франко-русский альянс, последовательно развивавшийся на протяжении более двух десятилетий, так и не смог предотвратить катастрофу Первой мировой войны). Оно оставалось тактическим, ситуативным, в котором стороны пытались использовать друг друга, избегая сколько-нибудь обременительных долгосрочных обязательств.
А. Вершинин также обращает внимание на различия в положении двух стран в системе европейских международных отношений: Франция, которая в наибольшей степени выиграла по итогам Первой мировой войны, после заключения Версальского мире неизменно выступала в защиту сложившегося статус-кво; Советский Союз, будучи исключенным из системы Версаля, был вынужден выступать в роли ревизионистской державы (с. 689). Разумеется, эти системные ограничители советско-французского сотрудничества в полной мере учитывались в Берлине, где складывалась твердая убежденность в том, что уж на этот раз Германии удастся избежать войны на два фронта.
Советско-французский пакт о взаимопомощи, подписанный 2 мая 1935 г. наглядно продемонстрировал пределы политического сближения Москвы и Парижа. Этот, безусловно, очень важный политический документ так и не был дополнен соглашением (военной конвенцией), фиксирующим конкретные направления двустороннего сотрудничества в сфере безопасности. Тем более, он не мог стать основой для создания многосторонней системы коллективной безопасности в Европе. Что, конечно же, не помешало Гитлеру использовать советско-французское сближение как формальный предлог для ремилитаризации Рейнской области и тем самым окончательно отказаться от выполнения условий Версальского мира.
Анализируя сложные и запутанные политические и дипломатические интриги, связанные с подготовкой военной конвенции в 1936–1937 гг., А. Вершинин подводит читателя в логическому выводу о том, что основная доля ответственности за провал попыток придать советско-французскому пакту конкретное военное наполнение лежит в первую очередь на французской стороне; роковую роль сыграли нерешительность премьер-министра Леона Блюма и скептицизм занимавшего тогда пост министра обороны Эдуара Даладье.
Впрочем, можно предположить, что даже если бы военная конвенция и была бы каким-то чудом подписана осенью 1937 г., практического значения она уже имела бы немного. К этому времени Париж окончательно отошел от идей коллективной безопасности в Европе, сделав ставку на укрепление своих связей с Лондоном и Варшавой, причем если с Польшей Третья республика еще пыталась общаться сверху вниз (и то далеко не всегда с успехом), то с Великобританией строить отношения пришлось в формате снизу вверх. На фоне нарастающих внутриполитических проблем и выявившихся трудностей в реализации амбициозной национальной программы перевооружения французская внешняя политика шаг за шагом теряла свою субъектность, что в итоге и привело к мюнхенской капитуляции, свершившейся в ночь с 29 на 30 сентября 1938 г.
Вероятно, реальный шанс предотвратить Вторую мировую войну наметился бы в том случае, если бы у руля Третьей республики еще в начале 1930-х гг. оказался государственный деятель масштаба генерала Шарля де Голля, способный встать над политической конъюнктурой, преодолеть инерцию прошлого, увлечь общество крупным национальным проектом и принимать крупные стратегические решения. К сожалению, на протяжении предвоенного десятилетия на французской политической сцене лидера такого уровня не появилось (как и в Великобритании восхождение Уинстона Черчилля к власти произошло уже после начала войны). Возможно, что в силу различных объективных причин звезда де Голля и не могла взойти до военной катастрофы мая–июня 1940 г., которой и завершилась семидесятилетняя история Третьей республики во Франции.
Монография Алекандра Вершинина читается как увлекательный исторический детектив — с запутанными дипломатическими интригами, множеством запоминающихся героев и антигероев, неожиданными сюжетными поворотами и внезапными развязками. Но эта работа, безусловно, будет интересна и читателю, чье внимание направлено на современную Францию. Когда с роскошного фасада возведенного генералом де Голлем государственного здания Пятой республики начинают потихоньку осыпаться декоративная штукатурка и богатая лепнина, на его фасаде все более отчетливо проступают узнаваемые черты поздней Третьей республики, со всеми характерными особенностями старого строительного материала межвоенной эпохи. Прямые аналогии между Францией 30-х гг. ХХ столетия и Францией 20-х гг. XXI века были бы, разумеется, неправомерны и неуместны, но любому российскому франкофилу исследование истории неудавшегося союза, без сомнения, даст новую пищу для размышлений.
1. Вершинин А.А. Неудавшийся союз: Военно-политическое сотрудничество СССР и Франции накануне Второй мировой войны (1930–1939 гг.). – СПб.: Нестор-История, 2024 – 796 с.