Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ЧТО ИЗВЕСТНО ПРО «ОРЕШНИК», И КАКИЕ ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ ПОСЛЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

02.12.2024 – 22:31 Комментарии

Дмитрий Стефанович

Профиль

К рубежу первой четверти XXI века Европа подошла в условиях вооруженного конфликта высокой интенсивности и фактически начавшегося ракетного кризиса


В ноябре Москва сделала два важных шага в сторону укрепления стратегического сдерживания. Во-первых, утверждена и опубликована обновленная ядерная доктрина. Во-вторых, проведено «испытание в боевых условиях» новейшего ракетного комплекса «Орешник». Именно про него мы и поговорим поподробнее.

Предпосылки

Так получилось, что к пуску «Орешника» мы шли (и при этом нас подталкивали) довольно долго. Не углубляясь в историю, остановимся на двух главных факторах.

В 2019-м приказал долго жить Договор о ракетах средней и меньшей дальности. После этого Россия в одностороннем порядке ввела мораторий на развертывание таких систем. США с тех пор активно вели разработку и испытания ракет этого класса и даже периодически развертывали их. Москва реагировала сдержанно, что было воспринято как слабость или свидетельство технологической отсталости. При этом Россия анонсировала разработку сухопутной версии крылатой ракеты «Калибр», а также некоего гиперзвукового ракетного комплекса средней дальности наземного базирования. Исходя из заявлений главкома РВСН генерала Каракаева, эти работы (как минимум в части «Орешника») были активизированы в 2023 году. В итоге сегодня заявляется о близости к готовности целой линейки соответствующих вооружений.

Именно ход СВО, а точнее, конкретные действия членов группы поддержки Украины стали последней каплей, которая и привела к боевому пуску «Орешника». Москва многократно и на всех уровнях предупреждала: если Киев получит разрешение наносить удары дальнобойными ракетами западного производства вглубь «старой» территории России, это приведет к резкой эскалации. Вероятно, в связи с недостаточно четким разъяснением конкретных последствий прошлых случаев игнорирования таких предупреждений (а этим порой приходилось заниматься даже Верховному Главнокомандующему, да и в случае с «Орешником» пояснения даются с самого высокого уровня) «коллективный Запад» все же решил попробовать раздвинуть рамки допустимого. Свою роль сыграли и внутриполитические соображения американцев: желание продемонстрировать приверженность поддержке Украины и одновременно сократить пространство для маневра Дональду Трампу.

Организационные вопросы

Перед тем как перейти к описанию технических характеристик «Орешника», нужно обратить внимание на несколько вопросов организационного характера. Мы знаем, что «Орешник» – это ракета средней дальности, она может иметь и неядерное оснащение, и она будет поставлена на вооружение в РВСН. Но как именно будет организовано боевое дежурство нового комплекса? Видимо, «караваны» и инфраструктура, сопоставимые с теми, что нужны для «Ярсов» и «Тополей», ему не требуются. Скорее аналогом тут могут выступить «Искандер-М» и соответствующие ракетные бригады сухопутных войск. Другой вопрос связан с системой боевого управления, в том числе доведения команд и ввода полетных заданий. Уместна ли здесь аналогия с МБР в ядерном оснащении? Как осуществляется (и осуществляется ли?) постоянное взаимодействие с разведывательными органами? Подача и обслуживание специальных боевых частей будет больше напоминать практику РВСН или возможны аналогии с нестратегическим ядерным оружием?

В конце концов, как будет организована подготовка расчетов? Сейчас значительную роль играют промышленность и конструкторские бюро, но в дальнейшем должны быть открыты как минимум курсы переподготовки, а по-хорошему и соответствующие специальности в Военной академии РВСН. Не ясно пока и то, куда именно будут включены полки с новым ракетным комплексом – в новые ракетные дивизии или в старые? Где будут развернуты «Орешники» – в Белоруссии, как предлагает Александр Лукашенко, за Уралом, на Дальнем Востоке, в новом Ленинградском военном округе?

Технические особенности

Теперь несколько слов о «заклепках». Благодаря официальным заявлениям и имеющимся в открытом доступе видеоматериалам мы знаем следующее:
– «Орешник» оснащается разделяющей головной частью с гиперзвуковыми боевыми блоками, в том числе в неядерном оснащении;
– Вероятно, боевые блоки могут и сами иметь кассетное боевое оснащение.

Возможно, боевые блоки «Орешника» являются планирующими и крылатыми, однако боевые блоки БРСД и МБР и так к цели подходят на гиперзвуковой скорости. В то же время обычно «гиперзвуковыми» называют изделия, способные на соответствующей скорости значительное время двигаться и маневрировать внутри атмосферы.

Поражающая способность в таком оснащении пока не впечатляет масштабами разрушений (естественно, речи о распылении Южмаша на атомы не идет), однако, видимо, позволяет наносить эффективные удары по подземным объектам – если действительно удалось добиться достаточной точности.

Для систем противоракетной обороны «Орешник» из-за своей скорости и предположительной возможности боевых блоков совершать маневр на конечном участке траектории, безусловно, цель сложная (возможно, максимально сложная). Однако при удачном стечении обстоятельств перехватить можно все что угодно, в том числе и эту ракету.

«Древесное» название наводит на мысль о родстве с «Тополем», а возможно, и гиперзвуковым «Анчаром», разработками Московского института теплотехники. Также в качестве одного из предполагаемых предков «Орешника» часто упоминается «легкая» МБР «Рубеж», проект которой был поставлен на паузу в конце прошлого десятилетия.

«Орешник», скорее всего, ракета твердотопливная, что для такого класса современных изделий норма. Топливо и в целом ракета, вероятно, должны быть высокого уровня технического совершенства, хотя и могут уступать перспективным западным образцам в силу ограничения доступа к передовой элементной базе.

Пусковая установка мобильная, может напоминать «Пионер» или, скажем, «Скорость», то есть позднесоветские БРСД.

Перспективы

«Орешник» способен поражать цели на всем европейском континенте, причем как в неядерном, так и в ядерном оснащении. Комплекс, видимо, имеет в своем составе гиперзвуковое боевое оснащение, так что мы вновь опередили американцев – их «Темный орел» полностью успешное испытание со штатной пусковой установки пока так и не осуществил. Правда, подобные ракеты есть у Китая и Ирана, хотя и без разделяющихся головных частей.

Чем может ответить противник? В контексте СВО вряд ли произойдут резкие движения, но каким может быть обострение, мы показали наглядно. Более того, продемонстрировали возможность продолжения эскалации в доядерной фазе, причем как в границах существующего ТВД, так и за его пределами. Впрочем, и ядерный порог также был несколько понижен.

А вот в более глобальном смысле последствия ожидаются весьма серьезные, причем возможен как позитивный, так и негативный сценарий. Наилучшим исходом был бы предметный разговор с американцами по вопросам моратория и, скажем, параллельный односторонний отказ от развертывания ракет средней дальности в Европе.

Но возможно и раскручивание гонки вооружений, причем как наступательных, так и оборонительных. В Европе и так уже какое-то время говорят о необходимости завести собственные ракеты средней дальности, чтобы не зависеть в этом вопросе от американцев. Во Франции заговорили и о новом развертывании баллистических ракет наземного базирования, пусть пока и с дальностью в районе 1000 км. А Германия внезапно решила продолжить проект по закупке и развертыванию израильской системы ПРО «Эрроу-3», предназначенной как раз для борьбы с БРСД. Идут разговоры и про перепрофилирование американских «Иджис Эшор» в Румынии и Польше для противодействия российскому ракетному арсеналу. Можно ожидать и появления в Европе американских батарей ПРО THAAD, хотя сейчас их Соединенным Штатам не хватает и для других ТВД.

Вместо эпилога

К рубежу первой четверти XXI века Европа подошла в условиях вооруженного конфликта высокой интенсивности и фактически начавшегося ракетного кризиса. Удастся ли выйти из него без потерь, пока непонятно. Единственным способом прервать текущие тренды может быть только учет легитимных опасений в области безопасности. В противном случае нас ждут годы гонки вооружений и жизни на пороховой бочке, готовой взорваться в любой момент без дополнительных поводов.

Метки: , ,