РАЗВЕРТЫВАНИЕ ATACMS НЕ ИЗМЕНИТ ХОД ВОЙНЫ
Соединенные Штаты своими руками и руками Украины провоцируют Россию на резкие ответные действия – возможно, даже на использование ядерного оружия на Украине
Запад поднимается все выше и выше по „лестнице эскалации“. После решения Джо Байдена разрешить удары ракетами большой дальности по территории РФ немецкое издание NachDenkSeiten обратилось за оценкой к известному российскому политологу Дмитрию Тренину:
Эвы Пели: Уходящий президент США Джозеф Байден разрешил Украине использовать американское оружие большей дальности против целей на территории России. Что вы думаете об этом решении?
Дмитрий Тренин: Американские ракеты ATACMS уже поразили Брянскую область в России. За ними последовали атаки «Штормовой тени» в районе Курска. Ранее украинские вооруженные силы обстреляли Крым этими ракетами. Для России в принципе нет разницы между целями этих атак: обе являются конституционной территорией Российской Федерации, но психологически в сознании людей все еще существует разница между „новым“ и „старым“ регионами страны. Развертывание ATACMS — еще один шаг Запада к эскалации войны на Украине. Он не изменит ход войны. Мотивы администрации Байдена в целом ясны: во-первых, „увлечь“ Трампа своим курсом на Украину; во-вторых, ответить критикам, которые считают, что Байден недостаточно поддерживает Киев в войне.
— Какого ответа мы можем ожидать от России, даже учитывая, что президент Владимир Путин объявил о ответных мерах в сентябре? Он сказал, что использование западными странами оружия большой дальности против России будет означать прямое участие стран НАТО в конфликте на Украине, и предупредил: „Если они перенесут войну на восток, на территорию Украины, на этом она не закончится, потому что война дойдет и до Запада“.
— Россия ведет войну, основанную на собственной стратегии, уделяя гораздо меньше внимания влиянию СМИ, чем Запад. Более того, Москва не хочет, чтобы ее провоцировали на решительные ответные действия, которые могли бы послужить предлогом для дальнейшей эскалации войны. Так, например, Москву подталкивают к нанесению ядерного удара по Украине. Россия, с другой стороны, не нервничает, а неуклонно стремится к полному достижению поставленных целей.
— Против кого будет направлен ответ?
— Действительно, изменения в российской ядерной доктрине значительно расширяют условия применения ядерного оружия. Президент Путин еще в сентябре того же года заявил, что использование западными Странами оружия большой дальности против России будет расценено как прямая агрессия со стороны этих государств. Испытание новой российской ракеты средней дальности „Орешник“, проведенное в конце ноября, является важным сигналом для Запада. Исчерпав пределы словесного вмешательства, Москва теперь перешла к практическим действиям.
— Как Россия готовится к дальнейшей эскалации? Какие политические, военные и социальные меры были приняты?
— Как было объявлено, Россия разрабатывает программу создания ракет средней дальности. Также ведется реализация других программ разработки и производства оружия. До сих пор эскалация войны на Украине была результатом действий стран НАТО, от противотанковых ракет „Javelin“ до поставок ЗРК и ATACMS. Эта эскалация непосредственно привела к прямой конфронтации НАТО с Россией. Это линия Запада, которую необходимо нарушить, чтобы предотвратить глобальную ядерную войну.
— Учитывая эти решения, как вы оцениваете шансы на урегулирование конфликта путем переговоров, как вы оцениваете шансы на урегулирование конфликта путем переговоров?
— Президент Путин изложил условия начала переговоров по урегулированию украинского кризиса в середине июня 2024 года. Путин также неоднократно заявлял, что Россия полна решимости разрешить кризис, а не заморозить его. Если боевые действия будут просто прекращены, но проблемы, которые привели к конфликту, не будут решены, война неизбежно вспыхнет снова, причем с еще большей интенсивностью. Причины войны неоднократно упоминались и российской стороной. Они связаны с безопасностью России, стратегической стабильностью в Европе, уважением прав этнических групп, их языка и культуры. Все это жизненно важные интересы для России. Он будет стремиться к достижению целей специальной военной операции в максимально возможной степени.
На мой взгляд, США не определили свою цель в отношении кризиса на Украине. Предыдущая стратегия администрации Байдена оказалась неудачной; избранному президенту Дональду Трампу еще предстоит сформулировать новую стратегию. Ему можно только пожелать мудрости и большего реализма, чем было у его предшественника.
— Ранее президент США Байден заявил, что не одобрил бы использование этих ракет против целей в России, потому что это привело бы к третьей мировой войне. Незадолго до ухода с поста президента он, по-видимому, больше не опасается Третьей мировой войны. Как вы думаете, что изменилось с тех пор?
— Насколько я могу судить с большого расстояния, после поражения кандидата от демократов Камалы Харрис администрация Байдена пытается максимально увеличить военный потенциал Украины, прежде чем передать власть команде Трампа. Вероятно, таким образом они хотят связать Трампа с предыдущей политикой Байдена. Более того, Соединенные Штаты своими руками и руками Украины провоцируют Россию на резкие ответные действия — возможно, даже на использование ядерного оружия на Украине, чтобы использовать его для привлечения партнеров России против Москвы. Это безответственное и чрезвычайно опасное поведение, но демократы, проигравшие выборы, действуют, не обращая внимания на возможные последствия.
— Одобрение Байденом атак с использованием американского оружия большой дальности в глубине России не повлияет на решение канцлера Германии Олафа Шольца не поставлять Киеву крылатые ракеты «Таурус», сообщают российские СМИ. Какой вес имеют слова канцлера Германии в России?
— Поведение Германии в украинском кризисе — одно из самых больших разочарований современной России. Немецкий правящий класс почти полностью разрушил уникальное историческое примирение, возникшее после Второй мировой войны между Москвой и Бонном, а затем между Москвой и Берлином, которое проявилось в согласии Москвы с объединением Германии. Ангела Меркель разочаровала (и продолжает разочаровывать в своих мемуарах), а Олафу Шольцу не удалось завоевать доверие.
Единственное, что вызывает в Кремле определенное уважение к Шольцу, — это его последовательная позиция не поставлять Киеву ракеты „Таурус“. Здесь канцлер плывет против течения немецкой политической элиты. Готовность Путина „взять трубку“, когда ему позвонил Шольц, вероятно, связана с этим. С другой стороны, в Германия в феврале предстоят выборы. Лидер ХДС/ ХСС и вероятный будущий канцлер Германии Фридрих Мерц занимает чрезвычайно жесткую позицию в отношении России. Призывы Германия готовиться к новой войне против России в ближайшем будущем также серьезно воспринимаются в Москве из-за этого.
Дмитрий Тренин является соавтором недавно вышедшей книги под названием „От сдерживания к устрашению“.
Перевод с немецкого