МИНИСТРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НАТО ОТКАЗАЛИСЬ ОБСУЖДАТЬ ПРИГЛАШЕНИЕ УКРАИНЫ В АЛЬЯНС
Большинство стран НАТО на данном этапе больше озабочены вопросами собственной безопасности
Если бы генеральный секретарь НАТО Марк Рютте мог отменить намеченное на вторник заседание Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел, он, вероятно, сделал бы это. Потому что принимать мало-мальски серьезные решения в ситуации, когда уходящая вашингтонская администрация Байдена стремится нагадить приходящей команде президента Трампа, – это, как говорят французы, не комильфо. Ведь к чему бы ни призывал сегодня пламенный госсекретарь США Энтони Блинкен и какими бы радикальными идеями ни блистал советник Байдена по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан, они, с точки зрения натовской политики, – день вчерашний. Тогда как назначенцы Трампа, чье слово будет в Брюсселе весомым уже в ближайшем будущем, еще не проявили себя. А потому на предстоящей встрече министров иностранных дел НАТО Рютте придется ходить по минному полю, чтобы избежать неловких заявлений, которые потом, возможно, придется опровергать.
Появление в брюссельских коридорах главы МИД Украины Андрея Сибиги станет непростым испытанием для многих участников встречи, потому что ни с чем отправить его восвояси будет нельзя – обидятся традиционные защитники Киева, но и безропотно согласиться с запросами украинского чиновника выглядит абсурдом для натовской верхушки. Тем более когда «хозяин» Сибиги Зеленский меняет собственные взгляды и оценки столь быстро, что уследить за его политическими метаморфозами нереально. То в интервью телеканалу «Скай Ньюс» Зеленский поражает сенсацией – Киев готов остановить конфликт, если еще подконтрольные ему земли будут под «зонтиком» НАТО. А в идеале Украина может согласиться на вступление в альянс только части своей территории. Но проходит два дня, и тот же Зеленский на встрече с высшими еврочиновниками возмущается: «Не может быть приглашена в НАТО только часть территорий Украины. Это автоматическое признание, что остальные территории не украинские. Украина на это никогда не пойдет». Причина случившихся за 48 часов киевских «сальто-мортале», возможно, лежит на поверхности. Первого декабря министр по особым поручениям Британии Пэт Макфэдден недвусмысленно объявил: на предстоящей 3-4 декабря встрече глав МИД альянса шансы Украины получить приглашение в НАТО равны нулю.
Своим заявлением «Мы хотим, чтобы у Украины было безопасное будущее, но я не думаю, что наш министр иностранных дел или НАТО в целом будут в деталях обсуждать, как это будущее может выглядеть» Макфэдден положил конец мечтаниям Зеленского и его гопкомпании.
В интервью «Скай Ньюс» Макфэдден сделал еще одно болезненное для самолюбия украинской верхушки заявление. По его словам, он «не знает, станет ли Украина в будущем членом альянса, и не может это предсказать». Также высокопоставленный британский чиновник признал, что понятия не имеет, какой позиции по территориальному вопросу в отношении Украины придерживается избранный президент США Дональд Трамп. Но если ближайший американский союзник – Лондон – не осведомлен в должной степени о планах будущей американской администрации на украинском направлении, то что говорить о большинстве стран альянса, не связанных столь тесно с Вашингтоном. Отсюда ощутимая нервозность участников предстоящей 3 декабря встречи на натовской площадке по поводу того, что можно, а чего нельзя обещать Киеву.
В воскресенье украинскую столицу посетил новый председатель Евросовета Антониу Кошта вместе с новой главой евродипломатии Кайей Каллас. В качестве «говорящих голов» Евросоюза они обещали «нерушимую поддержку народу Украины», поскольку ничего более значимого на данный момент обещать не могли. А в понедельник Киев впервые за 2,5 года посетил канцлер Шольц в надежде, что этот визит добавит ему очки в ходе предстоящей избирательной кампании в ФРГ. Он сразу объявил о планах Германии поставить Украине оружие на 650 миллионов евро. На фоне многочисленных проблем в немецкой экономике и бесконечной череды банкротств мелкого бизнеса такие прощальные обещания Шольца выглядят демонстративным издевательством над здравым смыслом и немецким населением.
Однако на встрече в Брюсселе рассчитывать на аналогичную щедрость Киеву не придется. Высока вероятность, что в кулуарах от Зеленского потребуют большей покладистости и предсказуемости. В понедельник бывший генеральный секретарь НАТО Столтенберг внезапно посоветовал Украине «временно отказаться от части территорий ради мира». Хотя внезапно ли? Ведь ранее советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан фактически пояснил, что за «территории и безопасность» Украины американцы отвечать не хотят. Как утверждало агентство «Блумберг», даже Байден отказался от публичного призыва к официальному приглашению Киева в НАТО в последние дни своего президентства из-за «низкой вероятности успеха этой идеи в краткосрочной перспективе». Поэтому на предстоящей встрече в Брюсселе Совет НАТО-Украина пройдет в закрытом для СМИ режиме в формате рабочего ужина. А совместное выступление генерального секретаря НАТО и министра иностранных дел Украины будет, что уже очевидно, наполнено громкими, но весьма общими призывами, ориентированными на цитирование прессой.
Судя по всему, большинство стран НАТО на данном этапе больше озабочены вопросами собственной безопасности, которая может существенно пострадать после прихода Трампа в Белый дом, чем реализацией разросшихся желаний Киева. На третье февраля 2025 года экс-премьер Португалии Антониу Кошта, который первого декабря вступил в должность председателя Евросовета, запланировал провести неформальную встречу европейских лидеров с участием генсека НАТО и британского премьера. Она, как сообщает испанская газета El Pais, «состоится недалеко от Брюсселя» и будет представлять мозговой штурм по вопросам обороны.
И еще одно любопытное совпадение. Сразу после завершения встречи глав МИД стран североатлантического альянса в Брюсселе на Мальте соберется Совет министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). В нем примет участие глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров.