РОССИЯ В АЗИИ
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Фундаментальные вызовы и новые возможности
Россия последовательно работала над тем, чтобы её воспринимали в Азии как часть региона, хотя пока и менее интегрированную в систему его международных экономических связей. Этому послужило и участие в целом ряде региональных форумов, и постоянное повышение уровня контактов с азиатскими государствами. Но главную роль сыграло всё-таки другое: сейчас российская политика в Азии – это важнейшая часть глобальной политики, пишет Тимофей Бордачёв, программный директор Валдайского клуба. Материал подготовлен специально к XV Азиатской конференции.
Для любого государства совершенно естественно уделять приоритетное внимание тем географическим направлениям, откуда исходит основная угроза в отношении его базовых интересов и ценностей. Россия не исключение. Поэтому на протяжении более пятисот лет именно Запад и отношения с ним занимают центральное место в российской внешней политике, тем более что в непосредственной близости к Европе – историческому Западу – расположены основные административные и промышленные центры России. И поэтому же самым большим препятствием для того, чтобы более внимательно смотреть на Восток, в сторону Азии, было в нашем случае то, что данное географическое направление никогда не представляло собой фундаментальной угрозы.
Здесь Азия уступает не только Западу, но и Югу в российской геополитике – последнее направление тесно связано с внутренней структурой многонационального и многоконфессионального российского общества. Из Азии с середины XIII столетия не исходили военные вторжения на территорию России, там нет держав, для которых борьба с нами была бы стержнем внешней политики. В Азии нет государств, которые несли бы в себе глубокие обиды в отношении России, подобно странам Европы – от завоеванной нами в XVIII веке Польши до побеждённых в XIX и XX столетиях Франции и Германии. В новейшее время к этому прибавилось отсутствие в Азии военно-политических союзов, внутреннее сплочение которых было бы основано на задаче противостояния России или подготовке к агрессии против неё. Такие союзы там не могут возникнуть в силу региональной геополитики и особенностей исторического развития.
Поскольку Россия никогда не имела оснований для того, чтобы всерьёз относиться к угрозам в отношении своих восточных территорий, то их развитие не было необходимым в силу интересов национальной безопасности. Это, напомним, является важным условием внимания со стороны российского государства, главной задачей которого исторически была именно оборона земли и населяющего её народа. Иными словами, настоящей концентрации сил на азиатском направлении препятствовали объективные геополитические соображения державы, всегда весьма рачительно относившейся к распределению своих ограниченных ресурсов по колоссальной территории северной части Евразии.
Наибольшего (теоретического) внимания восточная часть России удостоилась в период поздней империи, когда на переломе столетий выдающийся русский учёный Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский сравнивал наше государство с истончающимся мечом, основная часть которого расположена на Западе, а слабое остриё обращено к Азии. Однако тогда основанием для озабоченности и аргументом в пользу необходимости расширять присутствие в Азии была растущая угроза со стороны Японской империи – динамично развивающейся и нанесшей России унизительное поражение в войне 1904–1905 годов. Но к середине XX века японская проблема была решена: частично усилиями самой России (СССР), а в первую очередь – решительными действиями США, которые и сейчас осуществляют контроль над японским суверенитетом и не позволят этой стране обрести мощь, способную вселить уверенность в собственных силах. Подобно тому, как они это делают с похожим по своей исторической судьбе соседом России на Западе – Германией.
С уходом в небытие японской великодержавности даже гипотетическая угроза с Востока исчезла для России. И вместе с ней исчезли основания постоянно оглядываться на Азию. Китай в период революционного этапа своей внешней политики воспринимался в Москве как угроза. И это заставило Россию предпринимать некоторые действия на азиатском направлении: начать укрепление транспортно-логистической системы, связывающей европейскую и азиатскую части государства; в области внешней политики наращивать сотрудничество с региональными противовесами Китая – Вьетнамом в первую очередь; обеспечивать непосредственное военное присутствие на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии. Эти меры и стали, вплоть до последнего десятилетия, наиболее масштабными проявлениями российского внимания к Азии, не имеющего под собой фундаментальной геополитической основы.
Однако сейчас природа российской политики в Азии меняется, так как образующие её мотивы претерпевают изменения. Уже более пятнадцати лет основным движущим фактором является экономический рост азиатских государств и их способность выступать для России не только торговыми партнёрами, но и источниками необходимых технологий и иных ресурсов, создание которых на российской территории ограниченно. Азия всё больше рассматривается в качестве замены Европе – традиционному партнёру в вопросах модернизации и повышения конкурентоспособности на глобальном уровне. События последних лет подтвердили, что азиатские государства располагают возможностями для того, чтобы выступать в качестве покупателей российской экспортной продукции. Прежде всего – традиционной энергетики, где Россия располагает конкурентными преимуществами и обладает самыми масштабными мировыми запасами целого ряда ископаемых ресурсов.
Новая российская политика «поворота на Восток» никогда не рассматривалась в контексте повышения там военно-политического влияния – в этом смысле она вполне отражает отсутствие угрозы со стороны этого региона и, соответственно, отсутствие необходимости масштабных подготовительных мер. Тем не менее вплоть до последних лет этот фактор продолжал играть тормозящую для «поворота» роль: почти полностью безопасное направление весьма трудно сделать в России приоритетным для внешней политики.
Россия последовательно работала над тем, чтобы её воспринимали в Азии как часть региона, хотя пока и менее интегрированную в систему его международных экономических связей. Этому послужило и участие в целом ряде региональных площадок и форумов, и постоянное повышение уровня и качества формальных контактов с азиатскими государствами. Но главную роль сыграло всё-таки другое: сейчас российская политика в Азии – это важнейшая часть нашей общей и более широкой, глобальной политики.А поскольку Европа, какую бы угрозу она ни представляла, отходит на второй план мировых дел, то именно в Азию смещается центр жизни, в которой Россия обязана играть роль просто в силу своих масштабов и военного потенциала. Возвышение Китая, как верно замечал Генри Киссинджер, стало явлением намного более значимым, чем завершение прошлой холодной войны в Европе или распад СССР. Оно, вместе с процессом глобализации, потянуло за собой наверх остальные азиатские страны. И теперь Россия, остающаяся глобальной державой, расширяет своё присутствие – не в Азии как таковой, а именно в центре этой самой глобальной политики и экономики, средоточием которой становится Азия. Тем более что азиатские страны всё более активно вовлекаются в обсуждение общемировой повестки, участвуют в международных делах и относятся к России как к державе, мнение которой имеет значение для успеха или провала их глобальных инициатив.
Такие страны, как, например, Малайзия прекрасно понимают, что их окончательный выход из тени колониального прошлого невозможен без подключения к решению вопросов общемирового характера. И они смотрят на группу БРИКС, где Россия играет важную роль, как на потенциальный «мотор» собственной интеграции в высшую лигу мировой политики. Простых экономических достижений, какими бы яркими они ни были, тут недостаточно: весь мир в 1970–1980-е годы стал свидетелем взлёта и краха амбиций Японии, фантастические успехи которой в экономике оказались бессмысленными перед лицом её внешнеполитической незначительности. Повторять этот опыт ни одна из крупных азиатских стран не намерена. И это значит, что, помимо новых стимулов для самой России в деле её присутствия в Азии, мировая политика и экономика создают интерес к нашему включению в дела региона со стороны его обитателей.