Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ИНАУГУРАЦИЯ-47: КАК В ПОЛИТИЧЕСКОМ ШОУ ТРАМПА НАЧИНАЕТСЯ АКТ-РЕВАНШ

22.01.2025 – 22:18 Комментарии

Андрей Шитов

ТАСС

Что президент США сказал в своей тронной речи и почему нас всех можно поздравить


Свершилось: 45-й президент США стал и 47-м. В Вашингтоне состоялась президентская инаугурация республиканца Дональда Трампа; в полдень 20 января он принес присягу и официально заступил на высший государственный пост. Администрация его предшественника демократа Джо Байдена ушла в историю.

Ужатое торжество: кого можно поздравить

Нового/старого американского лидера можно поздравить не только с самой инаугурацией, но и с тем, что та прошла благополучно. Секретная служба США, отвечающая за безопасность высших должностных лиц страны, заранее предупреждала о повышенном уровне угроз. В прошлом году Трамп все же пережил две попытки покушения на свою жизнь.

В итоге власти, ссылаясь на слишком холодную погоду, в последний момент перенесли церемонию с ее обычного места под открытым небом — с обширных мраморных террас и ступеней у западного фасада Капитолия — под купол и своды этого главного здания Конгресса США. Конечно, в связи с этим подавляющее большинство рядовых гостей, приглашенных на инаугурацию, лишились возможности лично на ней присутствовать. Зато задача охраны существенно упростилась. Кстати, охрану в этот день несла целая дивизия сотрудников спецслужб и военнослужащих — 25 тыс. человек.

Думаю, облегченно выдохнуть могла и новый пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт: в отличие от Шона Спайсера в 2017 году, ей теперь не придется сразу скандалить с журналистами по поводу «рекордного» размера толп, собравшихся приветствовать главу государства в день его торжества. Те пресс-брифинги я и сам хорошо помню; тогда у Трампа как новоиспеченного президента США это была идея фикс.

Америку тоже можно поздравить: ее конституционная система, которая уже более двух столетий обеспечивает регулярную сменяемость высшей государственной власти (с 1797 года, когда первый президент страны Джордж Вашингтон передал полномочия второму — Джону Адамсу), вновь сработала бесперебойно. А значит, укрепилась и обогатилась дополнительным опытом.

Но можно поздравить и всех нас. С уходом Байдена остался в прошлом и тот переходный период, который многие специалисты с подачи премьер-министра Венгрии Виктора Орбана считали «самыми опасными двумя месяцами» гибридной войны коллективного Запада против России на Украине. В основе оценки, высказанной в конце ноября 2024 года, лежало допущение, что демократическая администрация «хромых уток» в США способна была пойти на самые безрассудные провокации в расчете на то, что Москва не станет на них реагировать в ожидании смены власти в Вашингтоне.

Заветное желание: «быть миротворцем»

Теперь эта смена произошла. В компактной по его меркам получасовой «тронной речи» на инаугурации Трамп ни Россию, ни Украину даже не упоминал. Позже, отвечая на вопросы журналистов в Овальном кабинете Белого дома, он вновь заявил, что планирует встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным для урегулирования конфликта. «Мы постараемся сделать это как можно скорее. Знаете ли, война с Украиной и Россией вообще не должна была начинаться», — приводит его слова телеканал CNN.

Так или иначе, с момента инаугурации пошел отсчет времени до конкретных шагов Трампа по выполнению обещания. Хотя все, конечно, понимают, что называвшиеся им прежде сроки — от «одних суток» до «шести месяцев» — были и остаются условными. Для американского лидера, как он много раз подчеркивал, важно одно — скорейшее прекращение кровопролития. А в детали того, как и о чем потом придется договариваться специалистам, он не вдается; думаю, вполне сознательно.

Кстати, отголоски такого подхода звучали и в инаугурационной речи. Трамп подчеркнул, что «хочет быть миротворцем и объединителем», что это должно стать «самой гордой частью его наследия». А в разделе об американской военной мощи, которую он собирается возродить, — разумеется, несравненной, «какой мир еще не видел», президент США заявил: «Мерилом нашего успеха станут для нас не только те сражения, которые мы выигрываем, но и те войны, которые оканчиваем, и — возможно, самое важное, — войны, в которые мы вообще не вступаем».

Добавлю очевидное: урегулирование на Украине — краеугольный вопрос для нас с вами, но не для американцев. Хотя лично для Трампа приоритет может быть и высоким: во-первых, надо держать слово; во-вторых, по мнению некоторых наблюдателей, он может нацеливаться на Нобелевскую премию мира…

От канала до залива

Конечно, с особым вниманием все ждали слов президента США и о Китае, считающемся сейчас за океаном главным внешнеполитическим конкурентом Америки. В нарушение неписаных традиций Трамп приглашал на свою инаугурацию нескольких иностранных лидеров, включая председателя КНР Си Цзиньпина, но тот сам не приехал, а прислал своего представителя.

Отдельно на отношениях с Пекином американский лидер в своей речи не останавливался, и один из ведущих телеканала PBS, по которому я смотрел трансляцию, даже выразил удивление по этому поводу. Но всуе Китай все же поминался: по мнению Трампа, КНР фактически прибрала к рукам управление Панамским каналом, который США в свое время, как он выразился, «глупо и напрасно подарили» Панаме. «Мы забираем его обратно», — безапелляционно заявил теперь хозяин Белого дома.

Не менее твердо он сказал, что Мексиканский залив «вскоре» станет именоваться Американским. Многие комментаторы позже рассказывали и показывали, как у Хиллари Клинтон, присутствовавшей на инаугурации среди почетных гостей, при этих словах затряслись плечи от сдерживаемого смеха. В России про такие ситуации говорят: «А что, так можно было?» Почему бы в таком случае не переименовать, скажем, Северный Ледовитый океан в Русское море?

Правда, о приобретении Гренландии или превращении Канады в один из американских штатов Трамп на сей раз речи не заводил. Но он подчеркивал, что США при нем станут «растущей страной, которая увеличивает свое богатство и расширяет свою территорию». «Новые прекрасные горизонты» для продвижения «звездно-полосатого флага» простираются, по его словам, вплоть до Марса, куда должны быть отправлены американские астронавты.

Вообще, приведя собственный политический реванш на недавних выборах в подтверждение того, что в жизни нет ничего невозможного, Трамп провозгласил: «В Америке именно невозможное удается нам лучше всего». И сделал паузу в ожидании оваций. Хотя самые громкие аплодисменты и приветственные возгласы, по моим впечатлениям, вызвал чуть ранее другой его тезис: «С сегодняшнего дня и впредь официальная политика правительства США будет заключаться в том, что существуют только два пола — мужской и женский».

«Обескровливание Америки»

В целом речь его оставила у меня двоякое впечатление. Трескучие фразы о том, что с его возвращением во власть в Америке немедленно воцаряется новый «золотой век», что «с этого дня страна будет процветать и вновь пользоваться уважением по всему миру», что ей «все станут завидовать», что она «вскоре станет более великой, сильной и гораздо более исключительной, чем когда-либо прежде», перемежались весьма нелицеприятными оценками текущего положения дел.

Трамп говорил о «кризисе доверия» американцев к властям собственной страны и других кризисах, включая инфляционный и энергетический. Сетовал на правительство, которое «выделяет неограниченное финансирование на оборону чужих границ, но отказывается защищать американские»; которое «не в состоянии обеспечить доступ даже к базовым услугам в чрезвычайных ситуациях» вроде недавнего урагана в Северной Каролине или пожаров в Калифорнии. Говорил о провалах в системах здравоохранения и образования. Ссылаясь на собственный горький опыт, обещал восстановить в стране правосудие, чтобы «никогда больше колоссальная мощь государства не использовалась в качестве оружия для преследования политических оппонентов». Заверял, что подпишет «исполнительный указ о немедленном прекращении всей правительственной цензуры и возвращении Америке свободы слова». Называл 20 января «днем освобождения американских граждан» от этих и других напастей.

Под стать содержанию была и форма. Выражение лица у Трампа было сосредоточенным, а порой и почти угрюмым. Текст свой он не декламировал, а зачитывал с телесуфлеров; даже фразы о его «оптимизме и уверенности в себе» звучали казенно. Казалось, будто он сам не очень верит в то, что произносит.

И это не только мои впечатления. The New York Times констатирует, что «в первой речи своего второго срока президент Трамп нарисовал мрачный портрет страны». Отчет Politico озаглавлен «Обескровливание Америки, часть вторая». Поясню, что эпитет «Обескровливание Америки» (American carnage) — самая яркая цитата из первой инаугурационной речи Трампа, прозвучавшей в 2017 году, и ее неофициальное название. Тогда имелся в виду упадок страны во всех смыслах: от деиндустриализации и социально-экономической деградации до реального уличного бандитизма.

Теперь от президента ждали чего-то более жизнеутверждающего, но он сказал, что сказал. Более того, по описанию журнала Time, после инаугурации он «еще добавил жару: перешел к своим сторонникам, собравшимся неподалеку, и произнес ту речь, с которой, по его словам, ему не дали выступить [с инаугурационной трибуны] помощники, — бессвязный набор претензий, уловок и злорадства».

Юбилей юбилею рознь

Думаю, даже сам Трамп не станет спорить с тем, что он человек крайне честолюбивый, чтобы не сказать тщеславный. Да и по традиции принято считать, что главная задача второго срока любого хозяина Белого дома — забота о своем президентском наследии.

У Трампа поводов тешить самолюбие будет более чем достаточно. Например, 4 июля 2026 года Америке предстоит встретить свое 250-летие. По-английски у этого юбилея целых четыре названия: Semiquincentennial, он же Bisesquicentennial, он же Sestercentennial или Quarter Millennial. Еще при Бараке Обаме была создана госкомиссия по организации и проведению праздничных мероприятий, по ее решению они должны стартовать уже 26 мая нынешнего года. Дата, естественно, не случайная: в Америке это Memorial Day — день поминовения военнослужащих, павших в войнах и вооруженных конфликтах с участием США.

Но вот кстати: для нас, по сути, главное событие в историческом календаре нынешнего года — 9 Мая, 80-летие Победы над фашистской Германией во Второй мировой войне. Америка была в ней нашим союзником по антигитлеровской коалиции, и в принципе V-E Day (День победы в Европе) отмечается и в США. Но федеральным праздником он там не является, и я пока не обнаружил никаких признаков того, что администрация Трампа намерена уделить ему в этом году какое-то особое внимание. И в речи о нем не говорилось.

«Подарки» к круглым датам?

Собственно, и о «250-летней истории» США президент упомянул лишь вскользь, вне праздничного контекста. Хотя по факту, если и не по плану, движение навстречу этой дате станет подготовкой и к его собственному юбилею. 14 июня 2026 года Трампу должно будет исполниться 80 лет. Обычно об этом пишут в негативном контексте: мол, республиканец — самый возрастной американский лидер на момент инаугурации, обошедший по этому показателю и Байдена. Но ведь по нормальной-то человеческой логике день рождения, тем более круглая дата — это же праздник…

Вот, кстати, и еще один ответ тем, кто недоумевает, с какой стати Трамп в последнее время фонтанирует идеями насчет территориальных приобретений США. Почему бы не допустить, что он просто заранее озаботился вопросом о «подарках» — для своей страны и себя любимого?

Однако и это еще не все. Летом того же 2026 года в США, Канаде и Мексике пройдет очередной чемпионат мира по футболу (финальный матч запланирован на 19 июля). А в 2028 году Лос-Анджелес должен провести летние Олимпийские игры — как бы ни было трудно в это поверить на фоне нынешних калифорнийских пожарищ.

Значение этих событий — и не только в спорте — наверное, никому не требуется объяснять. А Трамп должен будет их принимать на правах президента страны-организатора. Думаю, он своего не упустит.   

The Show Must Go On

Хотя для этого ему потребуется как минимум поддерживать на должном уровне не только политическую, но и физическую и ментальную форму. А с учетом возраста и предстоящих нагрузок эта задача может оказаться не такой тривиальной, как кажется. Наглядный пример — плачевное президентство Байдена — у всех перед глазами.

Вот уж кого поздравить не с чем, так это «дядюшку Джо», отбывающего в бесславное политическое небытие. Заранее ясно, что его четырехлетнее правление запомнится прежде всего тем, как он путался в собственных ногах, мыслях и словах. Не называя его прямо по имени, сменщик на инаугурации нещадно критиковал его политику. В общем, будь я карикатуристом, нарисовал бы Байдена на пороге «ветхой землянки» вместо Белого дома, у разбитого корыта…

Впрочем, как выяснилось, байденовская интерлюдия была всего лишь антрактом между двумя администрациями Трампа. Сразу после возвращения к власти тот подписал несколько десятков указов, аннулирующих решения предшественника, а также предусматривающих выход США из ВОЗ и из Парижского соглашения по климату.

Уже есть у Трампа и вероятный наследник — 40-летний Джей Ди Вэнс, новый вице-президент США, только что вместе с ним принесший присягу. Тоже, надо сказать, весьма колоритный персонаж.   

Так что устраивайтесь поудобнее. Второй акт политического шоу Трампа, от которого одни ждут прорывов в развитии Америки, а другие — отката назад и сведения счетов с политическими противниками (недаром Байден упреждающе помиловал несколько человек, включая собственного сына), начинается. Гадать об итогах преждевременно, но скучно точно быть не должно. Как спел бы незабвенный Фредди Меркьюри, The Show Must Go On.

Метки: , ,