Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ВЗОВЬЕТСЯ КУПОЛ В НЕБО

30.01.2025 – 21:38 Комментарии

Елена Черненко

КоммерсантЪ

Дональд Трамп хочет создать над Америкой противоракетный щит


Президент США Дональд Трамп заявил о намерении продолжить дело Рональда Рейгана в сфере противоракетной обороны: он подписал указ о создании «Железного купола Америки», призванного защитить всю территорию страны от всевозможных ракетных угроз. В течение 60 дней министр обороны Пит Хегсет должен представить ему проект такого щита и оценить его стоимость. При этом частью «купола» предлагается сделать и программы, от которых власти США уже не раз отказывались, такие как создание сети перехватчиков космического базирования. Опрошенные “Ъ” российские эксперты считают, что речь идет о малоэффективной, но очень дорогой задумке.

Новые «Звездные войны»

Белый дом обнародовал указ Дональда Трампа о создании «Железного купола Америки». Название новой системы, очевидно, отсылает к аналогичному израильскому комплексу, который с относительной степенью надежности укрывает страну от вражеских мин и реактивных снарядов. И хотя территория США в четыреста с лишним раз больше израильской, а гипотетические ракетные угрозы куда более изощренные, новая американская администрация решила задействовать позитивно зарекомендовавший себя бренд для собственных нужд.

Современные баллистические, гиперзвуковые и крылатые ракеты, а также другие новейшие средства воздушного нападения названы в указе «самой катастрофической угрозой, стоящей перед Соединенными Штатами».

Чтобы защитить страну от рисков, Дональд Трамп хочет фактически продолжить дело Рональда Рейгана, объявившего в 1983 году о запуске программы «Стратегическая оборонная инициатива» по созданию амбициозной системы противоракетной защиты в космосе.

Инициатива, более известная как «Звездные войны», правда, в итоге не была реализована из-за огромной стоимости и технической сложности, что, однако, не смущает нового хозяина Белого дома. В его указе с сожалением отмечается, что Рональд Рейган «попытался создать эффективную защиту от ядерных атак, и хотя эта программа привела к многочисленным технологическим достижениям, она была отменена до того, как ее цель удалось реализовать». В настоящее же время политика США в области противоракетной обороны, как сказано далее в документе, направлена лишь на ограниченную защиту от угроз со стороны стран-изгоев и перехват случайно запущенных другими государствами ракет.

Дональд Трамп считает, что этого недостаточно, и хочет создать систему противоракетной обороны «нового поколения», которая защит всю территорию США от всевозможных ракетных угроз со стороны «равных» и «почти равных» по потенциалу оппонентов (то есть России и Китая), а также «противников-изгоев» (под этим, видимо, подразумеваются Северная Корея, Иран и негосударственные группировки).

Как сказано в президентском указе, архитектура американского «купола» должна отвечать восьми требованиям, включая «ускорение создания группировки космических датчиков слежения за гиперзвуковыми и баллистическими ракетами», «разработку и развертывание многочисленных перехватчиков космического базирования, способных осуществлять перехват ракет на этапе разгона», «развертывание системы для перехвата ракет на конечном участке для препятствования противоценностным ударам», «разработку и развертывание некинетических возможностей для усиления кинетического поражения баллистических, гиперзвуковых, крылатых ракет и других средств воздушного нападения нового поколения».

План и стоимость «купола» новый глава Пентагона Пит Хегсет должен представить президенту в течение 60 дней.

На слушаниях в Конгрессе по поводу утверждения его кандидатуры на пост министра обороны Пит Хегсет назвал критически важными «обеспечение победы США в конкуренции в космосе» и «установление превосходства США в космосе».

Все компоненты новой системы должны быть произведены в США. Для финансирования этой и других новых оборонных инициатив Дональда Трампа глава комитета Сената по делам вооруженных сил республиканец Роджер Уикер уже призвал в ближайшие два года увеличить бюджет Пентагона с нынешних $895 млрд до почти $1 трлн.

Борьба щита и меча

«Трамп, судя по всему, хочет во многом пойти по пути Рейгана, но его инициативу, вероятно, ждет схожий итог. Ее очень трудно будет реализовать. Помимо вопроса стоимости, проблема в том, что сегодня нет технологий, которые бы позволяли эффективно перехватывать гиперзвуковые, маневрирующие в полете ракеты. И появятся такие технологии не скоро, а у Трампа четыре года (президентства. — “Ъ”)», — отметил в беседе с “Ъ” военный эксперт, генерал-полковник в отставке Виктор Есин.

По словам эксперта, создать надежную систему противоракетной обороны сложно даже для Израиля, чьи противники научились находить в его «куполе» бреши, а уж тем более для такой страны, как США.

«Северокорейскую ракету американская система ПРО, возможно, и перехватит, поскольку там в одном залпе будет не так много блоков, но когда речь идет о комплексах, способных перенасытить систему ПРО (имеющихся, к примеру, у России. — “Ъ”), то перехват почти невозможен. В случае столкновения щита и меча исход борьбы обычно в пользу меча», — констатировал он.

Заведующий отделом военно-политических исследований Института США и Канады Олег Криволапов в беседе с “Ъ” напомнил, что это не первый раз, когда администрация Дональда Трампа выступает с планом всеобъемлющей ПРО. «Еще в «Обзоре ПРО-2019» первая администрация Дональда Трампа наметила широкий круг разработок в сфере противоракетной обороны, но из-за технологических и финансовых проблем остались только самые осуществимые. Они и были продолжены администрацией Джо Байдена, которая добавила только одну принципиально новую программу — космические сенсоры на средних орбитах. Это вдобавок к начавшейся при первом сроке Трампа разработке проекта сотен сенсоров для низких орбит и обновления сенсоров на высоких орбитах», — пояснил эксперт.

Концепт же перехватчиков космического базирования, как и космические лазеры, были, по его словам, исключены из планов, когда снова стало ясно, что финансирование их создания, развертывания и поддержки неподъемно даже с учетом снижения стоимости вывода полезной нагрузки на орбиту. «Более того, сама система уязвима для противоспутниковых мер. И главное, такая система преодолима множественным пуском МБР (межконтинентальные баллистические ракеты. — “Ъ”) и БРПЛ (баллистические ракеты подлодок. — “Ъ”) из одного района», — отметил Олег Криволапов.

Все остальные программы ПРО, как отметил он далее, развиваются со времен первого срока Дональда Трампа: разрабатывается стратегическая противоракета нового поколения; системы региональной ПРО (Aegis, THAAD, Patriot) движутся в направлении перехвата гиперзвуковых ракет и в направлении интеграции с наступательными ракетами; ВВС США все еще работают над планом защиты континентальных штатов от крылатых ракет; разрабатывается план космической составляющей ПРО — создаются сенсоры, которые смогут отличать ложные цели от реальных боеголовок в полете, и сенсоры, которые будут отслеживать перемещения мобильных носителей ракет (подвижных грунтовых ракетных комплексов и надводных кораблей) в интересах обеспечения упреждающего удара по ним.

Значительное повышение финансирования всех программ ПРО США или создание новых, по мнению собеседника “Ъ”, маловероятно. «Указ «Железный купол Америки» во многом политическая декларация с тезисами экспертов из фонда «Наследие», Гудзоновского института (признан в РФ нежелательной организацией. — “Ъ”), Национального института публичной политики и Альянса в защиту ПРО», — отмечает Олег Криволапов. В то же время он предупреждает, что даже если финансирование разработок в этой сфере останется на том же уровне и вторая администрация Трампа придет к тем же выводам по ПРО, что и первая в 2019–2020 годах, то все равно указанные способности разрабатываемых космических сенсоров вдобавок к текущему развитию систем ПРО США могут сыграть значительную роль в подрыве региональной стабильности и стратегической стабильности (например, в отношениях США—РФ) во время острого кризиса.

Власти РФ новый указ Дональда Трампа пока не прокомментировали.

Метки: , , ,