Дискуссия «Молодые поколения России и Запада: как мы друг друга не понимаем»
30 мая 2019 года «Фонд исследований мировой политики» и журнал «Россия в глобальной политике» совместно с Российским советом по международным делам провели дискуссию «Молодые поколения России и Запада: как мы друг друга не понимаем».
Модератором дискуссии выступил Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Основные докладчики: Вера АГЕЕВА, доцент департамента прикладной политологии Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге; Александр ВЫСОЦКИЙ, референт департамента международного сотрудничества Аппарата Правительства РФ, Дмитрий РАЗУМОВСКИЙ, ВРИО директора Института Латинской Америки РАН.
В 2019 году исполняется 30 лет революционным событиям, изменившим ход истории и задавшим траекторию мирового развития до сегодняшнего дня. Падение Берлинской стены как символ конца холодной войны, роспуск Варшавского Договора и коммунистического блока, и то, что последовало после, надолго определили мировоззрение политиков — и в России, и на Западе.
Но сегодня в политическую жизнь вступило новое поколение людей, для которых рубеж 1980–1990-х годов является не собственным переживанием, а историческим событием. У поколений ХХ века — общий опыт холодной войны и память о принципах взаимодействия, иногда вполне насыщенного. А те, кому сейчас, к примеру, 25-35 лет, двигались по несовпадающим траекториям, непохожим образом воспринимают точку отсчета (те самые события 1989-1991 гг.), по-разному видят пройденный путь и перспективы.
Используя в качестве отправной точки 30-летие изменений в Европе и в мире, участники круглого стола постарались ответить на следующие вопросы:
- Что происходит с сознанием обществ по мере смены поколений?
- Насколько молодые поколения, выросшие без разделяющих конфронтационных стен — в открытом мире и глобальной среде, но в разных странах — похожи друг на друга?
- Понимают ли они друг друга? Если да, то почему это не так хорошо видно? А если нет, то какие шаги следует предпринимать для налаживания диалога?
Наиболее интересные тезисы дискуссии:
Почему несмотря на совпадения интересов в экономике, политике, энергетике и вопросах безопасности, мы не понимаем друг друга так, как хотелось бы? В первую очередь проблема в ценностном разрыве. Если в начале 90-х годов между Россией и Европой был период сближения ценностей, обоюдный интерес друг к другу, то немногим позже в России возобладали новые ценности, более националистические, направленные на защиту своих границ и суверенитета. Что, впрочем, не противоречит европейским ценностям, просто там они остались в другом историческом разрезе.
В начале XXI века появился термин «глобальный русский», и молодое поколение России, выросшее в пространстве без границ, вполне ему соответствуют. Речь идет о многоуровневой идентичности. К «глобальному русскому» можно отнести человека, который живет, работает за границей, при этом не теряет связь с русской культурой и Россией.
Если говорить о возрастной когорте 25-35 лет, то эта молодежь России и Запада выросла в принципиально разных контекстах. И сейчас молодые люди, в большинстве своем развиваются в разных контекстах (система образования, его доступность и так далее). Даже если номинально ценности молодых людей России и Запада совпадают, то интерпретация этих ценностей разнится, что, в сущности, не способствует сближению.
Сегодня в Европе на волне популизма происходит подъем националистических настроений, в то же время мир продолжает глобализироваться. Разные страны и регионы в целом идут близкими курсами и маршрутами, но с некими фазовыми сдвигами. Россия и страны Латинской Америки примерно на полцикла отстают от стран Европы и Северной Америки в восприятии глобальных трендов, что выражается у последних в основном в отказе от экономикоцентризма и востребованности экологической повестки.
Игнорирование в России на высоком уровне экологических проблем вызывает абсолютное непонимание у западных партнеров. Общественных инициатив и усилий для развития сотрудничества в этой сфере недостаточно. Однако «зеленая» активность российской городской молодежи (старшеклассники, студенты) дает надежду на выстраивание сотрудничества в экологической сфере России и Запада, что в перспективе может стать связующей нитью.
В мире происходит инструментализация ценностей, а они — ни что иное, как «очки», через которые люди смотрят на реальность. Похоже, что линзы у молодых поколений России и Запада все же разные.
В 1968 году активность молодежи оказала тектоническое воздействие на развитие Европы. Во второй декаде нынешнего столетия молодежь Ближнего Востока оказала прямое влияние на развитие политических процессов не только в своем регионе, но и в Европе. В европейском и российском обществах, в особенности в молодежной среде, назревают изменения, способные также фундаментально повлиять на цивилизационное развитие.