Игорь Иванов: А об Украине подумали?!
Во-первых, из всех многочисленных аспектов украинского кризиса выбирается лишь один — крымский аспект. Во-вторых, из всех возможных вариантов реакции тоже выбирается только один — санкции против России. Собственно, основная полемика идет по поводу тех или иных мер, призванных «наказать Россию».
акой подход к украинскому кризису можно объяснить либо отсутствием полной информации, либо очевидной политической ангажированностью. В любом случае он мало что дает для понимания истоков и динамики кризиса на Украине и, следовательно, вряд ли может лечь в основу сколько-нибудь реалистической стратегии его преодоления. Более того, игнорирование важнейших особенностей нынешнего положения на Украине способно привести к дальнейшему обострению ситуации вплоть до распада государства и возникновения хронического очага нестабильности в самом центре европейского континента.
Не буду вдаваться в обсуждение исторических корней кризиса — об этом уже много сказано и написано. Никто не снимает вину за кризис с украинской элиты — политиков и бизнесменов, в том числе и тех из них, кто сегодня претендует на власть в Киеве. Многие из этих новоявленных «патриотов» и «европеистов» более двадцати лет думали исключительно о своих личных выгодах, ничего не сделав для построения современного европейского государства. Но дело в конце концов не в том, чтобы искать виновных. Гораздо важнее реалистически оценить текущее положение дел и определить практические шаги по выходу из кризиса.
На мой взгляд, сведение всех проблем Украины к «аннексии» Крыма глубокое и трагическое заблуждение. Проблема не в изменении статуса Крыма, которое стало лишь следствием известных событий в Киеве. Проблема в фактическом разложении украинской государственности, кризисе основных институтов власти, дискредитации старых лидеров и отсутствии приемлемых для всего общества новых фигур. Проблема в ужасающем состоянии украинской экономики и национальных финансов, поставивших страну на грань национального банкротства. Проблема во всевластии коррумпированных политиков и олигархов, националистических группировок и стоящих за ними отрядов боевиков, криминальных авторитетов, поделивших страну на зоны влияния. К сожалению, сегодня Украина не может считаться дееспособным государством, и закрывать глаза на это обстоятельство, выдвигая на первый план «проблему Крыма», как минимум лицемерие, которое вряд ли кому-то пойдет на пользу.
Реальность нынешнего положения такова, что в одиночку Киеву не по силам выбраться из кризиса. Только совместные действия России и Евросоюза с участием других заинтересованных государств способны спасти Украину. А это значит, что надо отложить в сторону наши расхождения по «крымскому вопросу», срочно сформировать Контактную группу с участием министров иностранных дел России, ведущих европейских государств и США и совместно решать, как помочь Украине. Такая группа должна начать свою работу незамедлительно и без каких-либо предварительных условий. Требуется план первоочередных шагов — экономических, социальных, политических и иных, реализация которых позволит остановить сползание страны к пропасти. Этот план должен быть предложен всем политическим силам Украины, готовым честно работать на благо страны.
Смогли же мы вместе остановить войну в Боснии и помочь этой стране начать мирную жизнь! Тогда промедление стоило около 100 тысяч погибших и более 2 млн беженцев! Неужели и на Украине надо ждать еще большей трагедии, прежде чем мы осознаем необходимость совместных действий?
Что же касается Крыма и возможных санкций в отношении России, то выдвигать эти вопросы на первый план могут только те, кто не желает реально помогать Украине, или те, кто прикрывает таким образом иные геополитических интересы. Судьба Крыма решена окончательно. С этим фактом надо просто согласиться, даже если это кому-то и тяжело. Не Россия спровоцировала кризис на Украине, не Россия привела к власти в Киеве радикальные националистические силы, разрушившие хрупкий политический баланс, составлявший основу украинской государственности и украинского единства. Россия была вынуждена откликнуться на пожелание подавляющего большинства жителей Крыма вернуться в состав России. Иначе Россия поступить и не могла, учитывая ее национальные интересы, углубление украинского кризиса и историческую справедливость.
Что же касается западных санкций, то, конечно, каждое государство само вправе решать, вводить санкции или не делать этого. Каждое государство вправе самостоятельно оценивать последствия санкций, в том числе и для собственных экономических интересов. Но история учит, что санкции, как правило, являются проявлением не силы, а слабости, неспособности решать сложные проблемы политическими, дипломатическими методами. Если кто-то еще раз хочет убедиться в этом, то вольному воля. Только Украине таким образом не поможешь!
Материалы по теме
One Comment »
Leave a comment!
А кто, вообще, может помочь Украине? Если политическая и экономическая элита страны рассматривает ее лишь в качестве источника личного обогащения. Временщики.
Сегодня Украина – типичный пример несостоявшегося государства. Ее судьба в действительности интересует только Россию как территорию, заселенную нашими соотечественниками.
В этом смысле присоединение Крыма к России – это, с одной стороны, акт гуманности по отношению к русскоязычному населению, а с другой — попытка не допустить превращения американцами Украины в новый очаг международной напряженности в центре Европы, по образцу, опробованному ими на Балканах, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Многие задаются вопросом, что ждет Украину в ближайшее время? Особенно после подписания в полном объеме соглашения с ЕС об ассоциации. Первое, что грядет – это экономический коллапс, который может быть лишь оттянут финансовыми вливаниями со стороны западных стран и МВФ. Но долго так продолжаться не может, поскольку Запад привык зарабатывать и считать свои деньги, а не делать их из воздуха, т.е. из транзитного газа. Никто не в состоянии содержать сорока трех миллионную страну, тем более с такой прожорливой и беспринципной элитой.
Западные деньги абсолютно не могут пойти на реформирование украинской экономики, поскольку в первую очередь властям они нужны для латания дыр в бюджете, чтобы не вызвать голодный бунт населения. И это в лучшем случае. Скорее всего, они в основном будут по традиции просто разворованы. Западные лидеры это прекрасно понимают, но продолжают держать морковку перед осликом, чтобы не допустить объединения Украины с Россией.
Продолжается цивилизационный раскол. Удержать страну от развала (если абстрагироваться от грядущего коллапса экономики) способна была бы только ее федерализация. Могу предположить, что, если бы В.Янукович год назад пошел по этому пути, сегодня Крым был бы в составе Украины.
Жесткими репрессивными мерами хунте на какое-то время, вероятно, удастся оттянуть новые референдумы в восточных и южных областях. И дело здесь не столько в репрессиях, сколько в том, что Россия не сможет «переварить» еще несколько областей с разрушающейся экономикой. Сначала необходимо наладить ситуацию с Крымом, где проживает всего два с небольшим миллиона человек. Инвестиции в Крым должны дать быструю и эффективную отдачу.
По существу, между Россией и Западом начинается своеобразное соревнование, кто кого больше введет в расход на украинском направлении. И что-то мне подсказывает, что в этом соревновании проигравшей стороной будет Россия.
Нынешняя политика западных стран доведет Украину до экономического коллапса, разрушения ее промышленного потенциала и реального революционного состояния, что в силу известных традиций будет скорее выглядеть в виде нового издания «Гуляй-Поля». Вот в таком виде нам ее и подадут на блюдечке с голубой каемочкой для того, чтобы обвалить российскую экономику. И ведь взвалим на себя не только все экономическое бремя от такого «подарка», но и весь негатив «человеческого фактора», развращенного безнаказанными разбоями и воспитанного уже на ненависти к нашей стране и всему русскому.