Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Новости

Алексей Арбатов, Владимир Дворкин: Армия будущего. Эксперты РАН и Центра Карнеги о демократизации и трансформации ВС

19.08.2011 – 12:13 Комментарии

Независимое военное обозрение

А.Г.Арбатов В.З.Дворкин

Авторы доклада детально анализируют идеологию, предпосылки, параметры, процесс осуществления и основные проблемы реформирования Вооруженных сил России.

Московский центр Карнеги издал в серии Working Papers новый аналитический труд под названием «Новая военная реформа России», далее — Доклад МЦК-2011. В докладе доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов и доктор технических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин, представляющие программу «Проблемы нераспространения» Московского центра Карнеги, детально анализируют идеологию, предпосылки, параметры, процесс осуществления и основные проблемы реформирования Вооруженных сил России.

Базовой идеологией текущей военной реформы является создание компактных, мобильных, хорошо технически оснащенных и обученных Вооруженных сил, способных выполнить поставленные задачи — авторы Доклада МЦК-2011 подчеркивают, что такое четкое определение реформе было дано президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному собранию от 2010 года. Обсуждая вопрос соответствия ВС страны вызовам и угрозам времени, авторы доклада отмечают, что нужно создавать компактные мобильные силы общего назначения, ориентированные на локальные конфликты на юго-восточном направлении.

Среди критически важных факторов, определяющих направление военной реформы, авторы Доклада МЦК-2011 на первое место ставят возникшую необходимость пересмотра состояния дел в Российской армии после конфликта России и Грузии в августе 2008 года, в ходе которого были выявлены недостатки в управлении и структурной организации ВС России. Августовская скоротечная война актуализировала прежде всего проблему отсутствия существенных результатов проводимой ранее «реформы» армии, целью которой было устранение изъянов, приведших к большим потерям и материальным издержкам в двух чеченских кампаниях.

Анализировать структурные недостатки не позволяет отсутствие единого официального документа, по аналогии с Обзором обороны, который проводится периодически в западных странах. Собрав разрозненные данные из экспертной открытой дискуссии, в том числе из публикаций на страницах военного еженедельника «НВО», Алексей Арбатов и Владимир Дворкин перечисляют 15 параметров, установок, которые выполняются в ходе текущей реформы ВС России.

  1. Достижение 100-процентной постоянной боеготовности сил при отказе от массовой мобилизации личного состава и материальных средств (с существенной реорганизацией резервной и материально-технической инфраструктуры).
  2. Кардинальное сокращение численности армии до 1 млн. человек.
  3. Качественные изменения в структуре личного состава армии: сокращение офицеров до 150 тыс. человек; замена прапорщиков на сержантов, численность которых будет равна 120 тыс. человек; сохранение призывного института со сроком службы 12 месяцев с численностью призывников 730 тыс. человек.
  4. Оптимизация инфраструктуры частей и соединений, военных вузов, гарнизонов, баз, военных городков, земельных участков и недвижимости.
  5. Создание вместо шести военных округов четырех объединенных стратегических командований — ОСК (Западного, Южного, Центрального и Восточного) с сохранением центрального подчинения для Космических войск, РВСН и ВДВ.
  6. Создание вместо пятизвеньевой структуры Сухопутных войск трехзвеньевой: оперативное командование — бригада — батальон. Вооруженные силы России будут состоять из 85 бригад (артиллерийских, мотострелковых, танковых, ракетных).
  7. Организация новой структуры ВВС: оперативное командование — авиабаза — эскадрилья и бригады ВКО (в составе зенитно-ракетных и противоракетных частей). В стране будет функционировать 55 авиабаз и 165 эскадрилий.
  8. Сокращение вдвое частей подводных сил до 123, переподчинение флотов ВМФ — Северный, Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский и Каспийская флотилия по ОСК (кроме Центрального ОСК).
  9. Кратное увеличение количества командно-штабных и боевых учений войск.
  10. Централизация системы военного образования: формирование 10 военных вузов из 65 военных академий и училищ.
  11. Реорганизация командных структур с уменьшением роли командований видов ВС, сокращение центрального аппарата Минобороны и Генштаба на 60%.
  12. Передача системы тылового обеспечения войск в гражданский сектор.
  13. Увеличение денежного довольствия военнослужащих к 2020 году до уровня 25-процентного превышения зарплат в гражданском секторе.
  14. Обеспечение всех офицеров и контрактников служебным жильем, а увольняемых из армии — квартирами.
  15. Переоснащение армии с достижением к 2015 году 30-процентного обновления ВиВТ, а к 2020 году — 70-процентного обновления.

Реальный масштаб Вооруженных сил России по данным, которые приводятся в Докладе МЦК-2011, сегодня представляется следующим: ОСК «Центр» — 20 бригад, 5 баз хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), 400 танков, 110 самолетов; ОСК «Запад» — 17 бригад, 2 БХиРВТ, 750 танков, 440 самолетов, 61 корабль и подводная лодка; ОСК «Юг» — 13 бригад, 1 БХиРВТ, 400 танков, 40 самолетов, 17 кораблей; ОСК «Восток» — 14 бригад, 7 БХиРВТ, 600 танков, 330 самолетов, 31 корабль и подводная лодка.

В аспекте технического оснащения Российской армии Алексей Арбатов и Владимир Дворкин особо отмечают существующие неразрешенные противоречия. Первое — принятое решение в начале 2000-х годов об изменении в пропорции «Стратегические ядерные силы / Силы общего назначения» в пользу нестратегических сил, не привело к конструктивному результату. СЯС подверглись деградации (особенно наземный компонент ядерной триады), а СОН не получили значительного подкрепления.

Второе — не достигнут баланс в соотношении «содержание / развитие» армии, в связи с чем погодовое увеличение финансирования гособоронзаказа едва покрывает инфляцию, объем продукции ВиВТ не увеличивается, а стоимость работ возрастает. В Докладе МЦК-2011 делается акцент на причинах этого противоречия: несовершенная система ценообразования, расходы на незагруженные производственные мощности, очень выраженная коррупция в российском ОПК (так называемая система «откатов») и многотипность закупаемых ВиВТ в рамках ГПВ.

В Докладе МЦК-2011 рекомендовано более ясно и открыто определять приоритеты ГПВ. Приоритеты перевооружения должны быть связаны с интересами безопасности страны, военными потребностями и бюджетными возможностями.

В аспекте оптимизации баланса между потребностями армии в передовых технологиях и бюджетными сокращениями в Докладе МЦК-2011 упоминается заявление президента Дмитрия Медведева о необходимости поддержания специальных международных модернизационных альянсов с ведущими партнерами — Германией, Францией, Италией, Евросоюзом в целом и США — следуя курсу переговоров Ростовского саммита Россия–ЕС 2010 года, обозначенному как «Партнерство для модернизации». Только международная интеграция в области совместной разработки и производства сложнейших инновационных вооружений соответствует требованиям современности.

Новым и актуальным словом в обсуждении проблем военной реформы страны стало акцентирование авторами внимания на расширении роли законодательной власти в определении военной политики России через парламентские слушания. Авторы рекомендуют внести поправки в Конституцию для наделения обеих палат парламента контрольными функциями.

К не менее важному заключению следует отнести предложение экспертов о разделении функций гражданского Минобороны и военного Генштаба посредством внесения изменений в Закон «Об обороне» о легализации института гражданского руководства Минобороны, способного давать объективную оценку деятельности Генштаба.

Предложено повысить роль Совета безопасности путем принятия специального закона. Все это способствует формированию в России сбалансированной системы безопасности, где каждое звено управления будет иметь свои сектора ответственности в области национальной безопасности.

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>