Александр Гольц, Сергей Цыпляев: «Оборонке» запретили покупать импортное
26 декабря наверняка станет самой красной датой в календаре капитанов российского ОПК. Вчера Дмитрий Медведев подписал постановление о запрете и ограничении на допуск иностранных товаров и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. Документ запрещает допуск товаров, «происходящих из иностранных государств», а также работ и услуг, выполняемых иностранными гражданами для нужд обороны. Исключением являются лишь те случаи, когда производство нужных товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков. Все такие «случаи» должны быть внесены в специальный список.
Таким образом, премьер окончательно поставил крест на попытках обеспечить хоть какое-нибудь развитие ОПК (напомню, что российские начальники продолжают утверждать, что оборонно-промышленный комплекс станет мотором модернизации). Дело в том, что одно из главных препятствий для развития — практически полное отсутствие конкуренции в военной промышленности. Львиную долю продукции производят монополисты. Это означает, что Министерство обороны вынуждено закупать не то, что нужно Вооруженным силам, а то, что могут изготовить производители. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков пытался вырваться из порочного круга, угрожая закупать военную технику за рубежом. Российские оружейные бароны отлично осознали угрозу лишиться доходов. Угрозу тем более существенную, что на перевооружение армии отпущена гигантская сумма в 23 триллиона рублей.
В этом конфликте и заключалась главная причина увольнения Сердюкова. Но, как видим, после того как главный враг отечественного ОПК был разгромлен, производители вооружений продолжали добиваться окончательных гарантий. Гарантий того, что они будут поставлять Вооруженным силам вооружения, которые захотят, с такими характеристиками, которые могут обеспечить, по ценам, которые сами назначат. Все это и обеспечивает распоряжение Медведева. Правда, производители вооружений так и не решили проблему производства комплектующих. Отныне им запрещено покупать импортные детали. Стало быть, придется закупать то, что произведено в соседнем сарае. Впечатляет, если иметь в виду, что более 80 процентов элементной базы электронных приборов — импортного производства.
Становится все более очевидным, что целью программы перевооружения является вовсе не производство необходимого количества современных вооружений. Истинная цель — кормление нескольких миллионов работников ОПК, которые исправно голосуют за Путина. В этой логике нет никакого смысла отдавать часть средств заграничным производителям.
Подобные общие решения, кажущиеся на первый взгляд очень правильными, при рассмотрении конкретных ситуаций оборачиваются сущим идиотизмом. Вот пример: Советский Союз был вынужден производить в пять раз больше пусков космических ракет, поскольку те спутники, который выводились на орбиту, «жили» там очень коротко — не выдерживала отечественная электроника. А мы после этого запрещаем закупку иностранной электроники? Не лучше ли закупать, а те деньги, колоссальные, безумные суммы от пятикратного превышения количества запусков, которые высвобождаются, направлять, например, на развитие соответствующей радиоэлектронной промышленности. Думаю, второе решение было бы более стратегически правильным. Если мы не можем что-то произвести, мы берём и покупаем, а параллельно стараемся это же развить у себя. Потому что в противном случае мы просто тратим громадные ресурсы на запуск новых спутников, чтобы поддерживать орбитальную блокировку.
Вторая вещь, которую правительству было бы полезно изучить — как в СССР проводилась индустриализация. Наверное, они этого не знают. Приехал Альберт Кан, и он проектировал здесь заводы, которые практически полностью покупались на Западе. Были такие заводы, например, Челябинский тракторный, которые целиком перевезли и смонтировали. А Магнитка строилась полностью как аналог предприятия в Луизиане, и оттуда привозилось оборудование. Все турбины Днепрогэса, кроме одной, были производства американской оборонной компании, которая сегодня называется Норт Рок Груп. Мартеновские печи Магнитки также были сделаны американцами, а один их кузнечных прессов, который тогда запущен, был остановлен в 2003-м, если я не ошибаюсь. Индустриализация шла таким образом, что оборудование почти полностью закупалось за границей, и это был единственно возможный, единственно правильный вариант. Если бы нынешнее постановление было издано тогда, мы бы здесь никогда не увидели никакой промышленности, а по-прежнему пахали бы землю сохой. Вот эти абстрактно правильные теоретические рассуждения в конкретных случаях приводят к ужасающим последствиям. Надо принимать решения, понимая суть дела и разбираясь в конкретных обстоятельствах. А когда у нас несколько гуманитариев руководят всей оборонной промышленностью, то и результаты будут соответствующие.
Думаю, что нынешнее решение носит характер политико-лоббистского. С точки зрения внешней подачи, это такой патриотический ход — «защищаем своих». А лоббизм состоит в том, чтобы, грубо говоря, не отдавать деньги никому «туда», а давать их тут, мы всё произведём. Это вещь довольно известная, и за пределами ОПК тоже. Все хотят, чтобы у их конкурентов товар не покупался, а им самим разрешали приобретать комплектующие на Западе. Я могу привести в пример цепочку в авиации, она вся на этом построена. Конечно, граждане хотят летать, пользуясь разнообразными компаниями, чтобы здесь была конкуренция и услуги, соответственно, дешевле и качественнее. Наши перевозчики говорят: нет, никаких заграничных компаний, только мы. Но дайте нам возможность покупать иностранные самолёты! А производители самолётов говорят: нет! Ни в коем случае, необходимо защищать рынок, нужно ввести пошлины, только наши самолёты! Но дайте нам закупать иностранные двигатели и иностранную авионику. Производители двигателей кричат: нет! Закупать только наши двигатели! Но только дайте нам иностранные станки. И так до бесконечности, по кругу —каждый хочет купить иностранные средства производства, при этом требует закрыть рынок для того, что производит сам. Это чистый лоббизм. И одновременно — непонимание сложности функционирования того комплекса, по которому принимаются решения.
Внешняя аргументация такого решения может быть любой, в том числе и указывающей на Запад как на потенциального военного противника. Но при этом, понятное дело, и в самые тяжёлые времена мы старались закупать то оборудование, которое не могли здесь создать. Более того, даже если нам запрещали что-то покупать, например, высокоточные станки для обработки винтов подводных лодок и кораблей, чтобы они были малошумящими, то мы покупали это в обход, потому что было необходимо для обороны. И вопрос, собственно, такой: мы занимаемся обороной или играем в производство, когда для нас главное, чтобы была деятельность, а что будет на выходе — не важно? Каков критерий оценки всей деятельности? — на это тоже стоит обратить внимание. Превращение метала, нефти и прочего в некие изделия или нормальная обороноспособность? Здесь сложный, тонкий баланс: необходимо и оборону поддерживать, и развивать комплекс. Потому что если наделают вещи, которые не способны выполнять свои функции, а мы будем радоваться, что это сделано у нас в стране — какой от этого толк? Главное ведь поддерживать обороноспособность страны.