Александр Гольц: Снайперская стрельба себе в колено
Мюнхенская конференция по безопасности всегда является серьезным испытанием для отечественных начальников. Коварные представители Запада так и норовят ввернуть что-нибудь примирительное, про необходимость взаимовыгодного сотрудничества, например. Нашим же твердо велено не пасовать, давать надлежащий отпор. Вот и, выступая в прошедшую субботу в Мюнхене, натовский генсек Андерс Фог Расмуссен сделал вопрос сотрудничества одним из самых главных. Натовец зашел так далеко, что начал указывать на конкретные шаги «для создания подлинного стратегического партнерства между НАТО и Россией». В частности, предложил двигаться вперед в переговорах по ПРО: «Я предлагаю установить разумный крайний срок и достигнуть прагматичных договоренностей о том, как двигаться дальше».
Расмуссен покусился на святое — на отечественную ядерную политику. Вслед за американским президентом он заявил: «Мы хотим видеть прогресс в вопросе сокращения ряда стратегических ядерных вооружений». При этом подчеркнул: «В НАТО мы готовы говорить о прозрачности этих вооружений, и я призываю Россию участвовать в этих переговорах с нами. Но Россия должна быть готова к обсуждению этих вопросов без предварительных условий».
Насколько можно понять, генсек НАТО говорит о готовности точно назвать количество и местоположение американских ядерных авиабомб в Европе (эксперты оценивают их количество в полторы сотни). В то же время Расмуссен честно сказал, что, по его мнению, требования России к НАТО демонтировать все ядерное оружие в Европе, прежде чем начать переговоры, ни к чему не приведут.
Глава российского внешнеполитического ведомства был явно не готов реагировать: команды о возобновлении конкретных переговоров по ПРО и об атомном оружии в Европе из Кремля не поступало. Поэтому Лавров не нашел ничего лучше, как упрекнуть Расмуссена в том, что он сделал свои предложения публично: «Аспекты, которые он презентовал здесь, мне он не высказал. Если есть интерес всерьез разговаривать, то это нужно делать не через аудиторию, а в рамках прямых контактов в Совете Россия-НАТО и по линии наших регулярных встреч с генеральным секретарем НАТО».
Похоже, официальная Москва, испуганная событиями на Украине, поставила себе целью всерьез напугать Запад своей неадекватностью. Вот «Российская газета» публикует статью о том, что у нас по-прежнему функционирует система «Периметр». Система, которая должна в автоматическом режиме запустить все ракеты, уцелевшие после коварного внезапного ядерного удара американцев. Как только прерывается связь с президентом и Генштабом, командование всеми ядерными силами переходит к никому не известному офицеру «Периметра», который и запускает «командную ракету». А уж она, в свою очередь, автоматически приводит в действие все ядерные силы России.
Для многих серьезных исследователей «Периметр» — это символ паранойи и холодной войны. Кто-то полагал, что после того как Ельцин и Буш-старший договорились о взаимном ненацеливании ракет, «Периметр» был отключен. Получается, что нет. Так что дрожите пиндосы, не дай Бог, от товарища полковника молодая жена уйдет к старшему лейтенанту. Калифорнии с Техасом мало не покажется…
А тут и вражеская The New-York Times сообщила, что наши ребята испытывают новую ракету средней дальности, дабы выйти из предательского Договора по РСМД. И ровно в этот момент директор департамента МИД по вопросам разоружения Михаил Ульянов поведал «Интефаксу», что Москва в любой момент может выйти и из Договора по стратегическим наступательным вооружениям. Игнорируют, мол, в Вашингтоне наши законные озабоченности относительно американской противоракетной обороны.
Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Последние лет 7-8 Москва строит свою политику в отношении США, пародируя ядерное сдерживание. Кремль делает вид, что он всерьез верит: безопасность России зависит от того, сможет ли она в ответном ударе уничтожить половину Америки. На самом деле в условиях глобализации сдерживание потеряло смысл: успешный ядерный удар по США будет означать катастрофу для самой России, уничтожение ее экономики и природы. Однако игра в сдерживание позволяла Путину вербализировать свое постоянное недовольство Америкой, которую российский лидер подозревает в подготовке «цветной революции».
Вся эта дипломатическая игра благополучно закончилась в середине прошлого года, когда Белый дом сообщил, что он берет паузу в отношениях с Россией.Постоянно жаловаться стало некому. Именно это обстоятельство и подвигло, подозреваю, отечественных военных и дипломатов на серию бессмысленных действий и заявлений. Причем с точки зрения настоящего, не пародийного сдерживания реализация этих угроз превратит Россию в ковбоя, стреляющего себе в колено. Как может Москва выйти из Договора СНВ, если это соглашение фактически ограничивает лишь американские ядерные вооружения (которых ныне практически вдвое больше, чем российских). Бывший министр обороны Анатолий Сердюков заявил в свое время в Госдуме, что Россия сможет достичь потолка по носителям ядерного оружия не раньше 2028 года. Выход России из договора до этого момента позволит США (если они того захотят, конечно) лишь увеличить свое превосходство.
Та же история и с периодически повторяющимися угрозами о выходе из Договора по ракетам средней и меньшей дальности. Когда сорок лет назад СССР принимал решение о развертывании ракет средней дальности, он хотел достичь военного превосходства над США. Количество стратегических носителей тогда ограничивалось Договором ОСВ-1, а ракеты средней дальности не попадали под ограничения. Теперь же никакого смысла в этом нет: Москва вольна наращивать столько стратегических ракет, сколько может. Другой вопрос, что ныне все огранивается не договорами, а экономическими и производственными возможностями.
Российские начальники могут упражняться в этих пустопорожних угрозах ровно до тех пор, пока США их игнорируют. Если начнется реальная гонка вооружений, Россия, которая не обладает способностью к мобилизации ресурсов, уж точно ее не выдержит. Путин это понимает: за все годы правления он ни разу не рискнул воплотить свои угрозы в адрес Запада в практических действиях. Стоило в конце прошлого года появиться подозрениям, что российские тактические ракеты «Искандер» развернуты в Калининградской области, он немедленно заявил, что никаких решений на сей счет не принято. Так что все эти угрозы не более чем неуклюжее, в путинской манере, предложение США возобновить переговоры по ПРО. Но это совсем не те переговоры с конкретной датой их завершения, что предлагает генсек НАТО. Кремль добивается возобновления бесконечных и бессмысленных посиделок, позволяющих Кремлю громко винить США во всех своих бедах…