Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Новости

Максим Трудолюбов: Как кончается господство

Добавлено на 16.08.2013 – 13:38Без комментариев

Максим Трудолюбов

| Ведомости

Где-то под ногами господствующей силы находятся покупатели «плохой» технологии, потому что у них не было вообще никакой.

Если смотреть на политику как на поле с игроками, судьями и зрителями-избирателями, то становится очевидным заведомо выигрышное положение Игроков с большой буквы и заведомо проигрышное положение других игроков. Так это должно выглядеть с точки зрения первосвященника, у которого нет и не может быть конкурентов. Но не все видят положение вещей именно таким, и потому никакое господство не бывает вечным. Даже господство религии на какой-то одной территории не вечно, что уж говорить об идеологиях и политиках, что уж говорить о продуктах и их производителях.

Процесс перехода от состояния господства одной силы к господству другой или к конкуренции равных — самая интересная тема для изучения. Разработкой этой темы — с самых разных сторон — заняты политологи, историки, социологи и бизнес-консультанты. Один из таких бизнес-консультантов, Клейтон Кристенсен, профессор бизнеса из Гарварда, ввел понятие «подрывная инновация» (или «прорывная», слово disruptive не очень хорошо переводится на русский). Кристенсен скромно изучал лидеров и новаторов на примерах рынка сталелитейной продукции в США, рынка транзисторов и музыкальных центров, копировальных аппаратов и проч. Изучение бизнеса в этом смысле лучше изучения истории и политики, потому что в предпринимательстве потери измеряются в долях рынка, в деньгах и в штуках продукции и очень редко — в человеческих судьбах и жизнях. В политике утрата господства часто сопровождается глубокими общественными и экономическими кризисами, которые редко обходятся без жертв.

Поэтому лучше вернуться к бизнесу. Кристенсен считает, что прорывная технология не обязана быть лучше той, что властвует на рынке. Это может быть даже плохая технология (шипящий транзиcтор, полукустарные стальные изделия, плохие фотокамеры, встроенные в телефоны). Важно, что далеко внизу, где-то под ногами господствующей силы, находятся покупатели плохой технологии, потому что у них не было вообще никакой. Они выбирают между ничем и чем-то. Они или бедны, или неинтересны господствующей силе. Заметив нового игрока, власть смотрит на него свысока и охотно уступает ему нижнюю неприбыльную нишу. Оттуда новому игроку нет выхода, ведь наверху все схвачено. Но подрывная инновация не стоит на месте и развивается. Технология становится лучше, оставаясь сравнительно дешевой. И так, по ступенькам, новый игрок поднимается по рынку и — иногда случается и такое — сильно теснит изначальную власть. Так было с Xerox и ее японскими конкурентами, с автопроизводителями и производителями фотоаппаратов. Я уж не говорю о странах и политических режимах. Кристенсена читать лекции приглашают не только предприниматели, но и военные, и политики. Во множестве областей жизни повторяется эта история. Новый лидер приходит и просто говорит с людьми где-то внизу. Господство кажется действующему лидеру настолько прочным, что ему смешно это видеть — ведь это плохой лидер, все у него дешево и не работает, как у отстроенной господствующей машины. Вот именно в этой точке господствующая сила, возможно, уже и проиграла. Хотя зримый результат может быть и отложен во времени.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>