Сергей Караганов: Демократия – это не инструмент развития, а приз развития
14 апреля 2014 г. С.А.Караганов, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, прочел лекцию на тему «Основные глобальные тренды и нынешний европейский кризис».
Лекция была посвящена анализу и оценке наиболее значимых трендов международных отношений последнего времени: анализу сложившейся ситуации в Европе и причинам текущего европейского (украинского) кризиса; тенденциям развития мировой экономики и направлений мировой конкуренции; состоянию дипломатических отношений стран, прежде всего, участников европейского кризиса и вероятности поворота России к новой Азии как продолжение начавшегося сдвига центра мировой экономки и политики в Азию.
С.А.Караганов обратил внимание на то, что ранее не принимавшееся во внимание в геополитике «моральное измерение» общества начинает играть все более заметную роль: «Человечество преодолело голод и страх перед смертью. Уходят традиционные системы ценностей. Вакуум заполняется потребительством, бессмысленной информацией. Причина – «демократизация» и информатизация мира, влияющая на скорость распространения информации и скорость оценок происходящих событий». «У огромного числа людей появилось много свободного времени. Но нет целей выживания, обеспечения детей. Это первый моральный и социальный вызов последствия которого неочевидны», – считает эксперт.
В ближайшем будущем все более значимую роль в мировой политике будут играть «3 Г» – геополитика, геоэкономика, геостратегия – понятия, оставшиеся в 19 веке, но вновь вернувшие свою актуальность. «Казалось, что мир преодолевает зависимость от природы. Казалось, что благодаря современному транспорту, скорости передачи информации пространство сужается к нулю. Казалось, что мир преодолевает национальное государство и идет к всемирному господству ТНК, НКО, глобальному правительству, но вышло по-другому». По мнению С.А.Караганова вследствие глобализации народы вновь стали искать защиты своих интересов у национальных государств в противовес наднациональным образованиям и институтам мирового управления. В результате демократизация и информационная открытость привели страны не к единому миру, а к дестабилизации регионов, началась борьба за территории как ключевой актив стран.
Все эти тенденции «нового» мира способствовали размораживанию многих старых конфликтов: началась борьба за Украину, Грузию, Молдову, вторая волна – конфликты на Ближнем Востоке и из-за ухода США, третья волна – рост конфликтогенности зоны вокруг Китая.
В условиях «нового» мира, по мнению С.А. Караганова, после пятисот лет доминирования более всего проиграл «старый» мир. В результате военно-политических поражений США в Ираке, Афганистане Запад начал отыгрываться не только на идеолого-информационном поле, где он силен, но и на геополитическом – в борьбе за Украину. «Когда канцлер Меркель говорила, что Путин живет в другой реальности, она была искренна. Современная Германия живет в другой реальности, отказавшись от жесткой силы, сделав ставку – и ставку долгое время успешную – на силу экономическую и мягкую. Но остальной мир и в том числе Россия не живет в этой новой реальности. Поэтому традиционалист Путин оказывается современнее постмодерниста Меркель».
Заканчивая свое выступление, С.А.Караганов выразил надежду на то, что уже очевидно развертывающаяся вторая «холодная война» будет последнее войной и что история глобальных войн 20 века не повторится.