Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Дмитрий Быков: Вечный огонь

23.11.2017 – 13:02 Без комментариев

Дмитрий Быков

| Сноб

Печальный парадокс нашей истории: победой над фашизмом манипулируют те, кто повторяет методы нацистской пропаганды

Очень многие успели обратиться ко мне за комментарием по поводу уренгойского мальчика — думаю, Коля Десятниченко долго не отмоется от этой клички. За комментарием у нас обращаются с единственной целью — скомпрометировать комментатора, потому что единственный источник новостей в России — это очередные травли. Кто-то не так скорбит, кто-то неправильно высказывается, и тут уж нет принципиальной разницы, кого травить — провластного или либерального (хотя, конечно, особенно охотно травят тех, кого можно). Меня явно провоцировали — выскажись, защити мальчика! Тогда мы покатим бочку уже на тебя: вот, все эти мальчики — из-за того, что к детям допускают либералов вроде Быкова. Это они учат жалеть немецко-фашистских захватчиков и не жалеть русских. Куда смотрит Министерство образования?! Вообще, замечу кстати, меня довольно старательно отлучают от педагогики — даже старательней, чем от журналистики: не имея никаких нареканий, я последовательно утратил работу в МГИМО, в МПГУ и на родном журфаке, всякий раз под благовидным предлогом. То ставок нет, то денег нет, то «вы же сами все понимаете».

Но вот с уренгойским мальчиком вышел облом, понимаете, какая печаль. Пичалька, как любят писать многочисленные «Наши» и их ольгинские продолжатели. Как сказал мне когда-то Фазиль Искандер, у человека много идентичностей и слоев; социальное заметней, но национальное прочней. С евреями трудно разговаривать о немецко-фашистских захватчиках и о том, что некоторые из них не хотели убивать. Русские тоже не очень охотно прощают, но у евреев это вообще самая больная тема, Израиль Шамир даже призвал отказаться от подобной непримиримости (и мальчика как раз защитил). Виталий Рувинский, цитируя Познера, сказал, что никак не может признать немцев жертвами их собственного режима. И хотя я очень редко солидарен с Познером, в этот раз признаюсь в такой же непреодолимой пристрастности: это в генах, не могу я спокойно слышать немецкий язык. И если солдат вермахта детскую голову разбивает об стену, мне совершенно все равно, призвали его или он пошел служить добровольно. Я не делаю никакой разницы между немецкой армией и немецкими же спецслужбами. И все немцы, кроме тех, которые пострадали за свой антифашизм, то есть попали в лагеря или были казнены как участники «Белой розы», для меня ответственны за фашизм; и никакого снисхождения к мирным обывателям быть не может, не говоря уж о солдатах. Хотели они воевать или нет — они воевали. Десятниченко, конечно, неудачно выразился насчет невинных жертв, но это он хотел понравиться тем, перед кем выступал. Конечно, это уже не те немцы. Германия, на мой взгляд, не пережила Второй мировой — у нации случился рак, и она закономерно погибла. Подавляющее большинство немцев верили фюреру и разделяют ответственность за его преступления. Как видим, этот привычный вывих не вправлен до сих пор, о чем говорит успех «Альтернативы для Германии», но в целом немцы, конечно, уже не те, что в 1939-м и в 1945-м. Не только потому, что Германия разгромлена, а потому, что она в 1933 году свернула с общечеловеческого пути и сама себя вычеркнула из списка живущих. Гибель ее заслуженна и объяснима, в истории бывают вещи необратимые, жалеть тут некого.

Но Десятниченко потому и вызвал такую свару, что коснулся самой больной проблемы (бессознательно, конечно). Мы до сих пор не готовы ответить, где уж уренгойскому мальчику, который, кажется, вообще не понял, во что вляпался: существует ли понятие преступного приказа? Можно ли осуждать солдата за то, что он пошел воевать по призыву и совершал преступления против человечности? Гитлер называл совесть «еврейским изобретением». Но в случае с уренгойским школьником, кажется, своя своих не познаша: ведь он сказал ровно то же самое, что внушают обывателям сегодняшние консерваторы, русские патриоты новейшего (на самом деле древнейшего) извода. Это обычная готтентотская мораль, лежащая в основе любого консерватизма и нынешнего русского патриотизма: как сформулировал Вячеслав Рыбаков, «Ваши убийцы подлецы, а наши убийцы молодцы». Родина выше истины, так? Выше свободы, выше совести. Когда мы боремся с чеченским сепаратизмом, не щадя мирных жителей, мы правы, потому что там нет мирных жителей. А когда Украина борется с донецким сепаратизмом, солдаты АТО — фашисты и бандеровцы, и на их руках кровь детей Донбасса. По этой логике солдат действительно ни в чем не повинен, потому что его призвали, ему приказали, он присягал и не мог нарушить присягу. Хорошо помню, как на публичном интервью с генералом Лебедем — журналисты могли задавать любые вопросы, он был тогда весьма откровенен, — Наум Ним его спросил: как вы относитесь к понятию преступного приказа? Лебедь ответил: теоретически признаю, но на практике… если каждый начнет оспаривать приказы, потому что они противоречат его совести… много ли навоюет такая армия? В сегодняшней России все, что прикажет Родина, все, что делается от ее имени, свято и обсуждению не подлежит, потому что во всем возобладали имманентные признаки. Место рождения. Возраст. Пол. Мы прежде всего русские («Какой восторг!» — добавляют из Суворова), а все остальное — типа «мы люди» — на третьем, если не на десятом плане. Гуманистов презрительно именуют «общечеловеками», это еще хуже, чем либераст и толераст. Любые возражения рассматриваются как русофобия. Мы самые добрые и поэтому ненавидим всех, мы последний оплот духовности, мы всех любим, а все от нас бегут, так хорошо же!

Все это такая стыдная глупость, что когда-нибудь и вспоминать не захотят, — хотя не знаю, возможно ли это преодолеть самоочищением или понадобится всемирная катастрофа типа мировой войны; печальный парадокс нашей истории состоит именно в том, что сегодня победой над фашизмом чаще всего клянутся и манипулируют именно те, кто повторяет азы и методы нацистской пропаганды. Не случайно донос на уренгойского мальчика написал человек, привлекавшийся к ответственности за торговлю нацистской атрибутикой; поистине наше время, может быть, не очень комфортно для жизни, но идеально для изучения, беспрецедентно по наглядности! Главное, что принцип моральной безответственности, сформулированный еще Окуджавой, — «А если что не так, не наше дело, как говорится, Родина велела!» — взят сегодня на вооружение самой что ни на есть кондовой пропагандой: мы правы не потому, что мы гуманисты, представители самого справедливого строя, носители великой мысли — это все советские штампы, более высокий уровень развития. Мы правы потому, что мы — МЫ. И в этом смысле мальчик выразился совершенно в духе времени: солдат не отвечает за свои грехи, потому что Родина взяла ответственность на себя. А Родина не бывает не права. Большинство не может ошибаться. «Хор не может петь фальшиво», — сказал когда-то Жванецкий, и если он это говорил всерьез, то это большая ошибка. Просто хор заглушает тех, кто мог бы ему указать на фальшь.

И поэтому в защиту мальчика выступил Песков. Он впервые за долгое время сказал совершенно правильные слова: не надо, мол, предаваться экстатической травле. А вот когда травили Шендеровича за совершенно точное наблюдение насчет некоторых сходств между Олимпиадой-1936 и Олимпиадой-2014, он ничего подобного не говорил. Хотя вот уж где была экстатическая травля, с публичной демонстрацией фото с подписью «Подонок» — или «Негодяй?» — в аналитической программе на федеральном канале. Но тогда эта травля была вполне в русле государственной политики. А сейчас мальчик высказался как раз в духе времени: солдат не хочет воевать, его заставили, на нем нет греха. И все мы солдаты Путина, и все пойдем, куда он скажет, и будем не виноваты, потому что так сказала Родина, или Путин, а это одно и то же. Это я экстраполирую взгляды мальчика на современную российскую действительность.

Но правда заключается в том, что начиная с ХХ века это оправдание уже не действует. «Всех учили, но зачем ты был первым учеником, скотина!» Получается так, что, если тебе приказали убивать детей или женщин, и ты убивал, и даже внутренне сопротивлялся, но все равно выполнял приказ, ты отвечаешь лично. И никакой фюрер, никакой страх, никакие гипотетические репрессии тебя не оправдывают. Те немецкие солдаты, которые стрелялись сразу после карательной операции в Бабьем Яре, — вот они сняли с себя ответственность. А все, кто голосует в разных местах планеты за сегодняшние изводы фашизма, будут отвечать на земном и небесном суде, и еще неизвестно, что лучше.

Двадцатый век совершил довольно жуткое дело: вы не поверите, но обывателей больше нет. Тотальная война — изобретение ХХ столетия — не отменяется войной гибридной. Она по-прежнему тотальна, и вернуться к временам, когда воевала только профессиональная армия, а обыватели мирно сидели по домам и ни за что не отвечали, уже не получится. И виноват не только тот, кто убивает мирных жителей, — виноват любой, кто выступает на стороне агрессора. Никакая присяга не снимает моральной ответственности. Никакого оправдания немецкому ефрейтору, погибшему в советском плену, нет. Он воевал на стороне самого наглядного, наглого, бесспорного зла. У него был выбор. Он за него расплатился. У сегодняшних единогласных, солидарных, «наших», ольгинских, гибридных, вежливых — тоже был выбор. И они тоже расплатятся, сколь бы незыблемым ни казался сегодня их монолит. Вопрос только в цене, но человечество в таких случаях, как пел все тот же поэт, за ценой не постоит.

Метки: , , , , , , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>